Закон 77.

Закон 76.

1“Запрещено еврею отдавать своего ребёнка в христианское учебное заведение, либо к мастеру-христианину для обучения какому-нибудь ремеслу, потому что акумы (христиане) соблазнили бы его ко злу. Засим еврей никогда не должен оставаться с акумом наедине, потому что акумы кровожадны. Когда еврей и акум идут по лестнице вверх или вниз, тогда в первом случае еврей должен стараться быть первым, а во втором - последним (стало быть, всегда выше христианина), а то акум мог бы убить еврея, если бы последний стоял ниже. Далее, еврею нельзя нагибаться в присутствии акума, потому что иначе акум мог бы отрубить ему голову. Равным образом, запрещено еврею говорить правду, если акум спрашивает, куда он идёт, дабы акум не подкрался к нему и не убил его”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 153,2 и 135,з; взято из талмуда Абода зара, 22 и 25.

Иоре де'а 153,1 Хага.

“Нельзя доверять им (акумам) ребёнка для преподавания ему какой-либо науки или для обучения какому-нибудь ремеслу, потому что они склоняют его к ереси (христианству)”.

Иоре де'а 153,2.

“Нельзя быть еврею наедине с акумом, потому что они подозреваются в кровопролитии”.

Иоре де'а 153,3.

“Когда ему (еврею) в дороге повстречается акум, на котором есть меч, тогда пусть он даст ему идти с правой стороны, (Хага): когда же у акума палка в руках, тогда пусть он пойдёт с левой стороны. Если они пойдут по лестнице вверх или вниз, то еврею никогда не следует быть ниже, а акуму выше; (Хага): а он (еврей) должен всегда держать его (акума) немного вправо и никогда не должен нагибаться перед ним. Спросит ли он: “куда идёшь?”, то еврей, когда ему идти одну милю, должен сказать: “две мили”.

В первой части закона “Еврейского Зерцала” опять два раза должен был бы стоять “акум”, а “христианский” - быть в скобках. Вместо “соблазнили бы ко злу” лучше поставить “соблазнили бы к ереси” (христианству).

1“Запрещается кормилице-еврейке кормить ребёнка акума, даже когда ей платят, потому что этим она помогла бы вырастить акума. Лишь когда она чувствует сильные боли от избытка в молоке и последнее может сделаться для неё вредным, тогда это дозволяется.2 Также запрещается еврею учить акума какому-нибудь ремеслу, которым он мог бы прокормиться”.

1 Шулхан-арух, Иоре де'а 154,2; взято из талмуда Абода зара, 26.

2 Там же, Хага 2; взято из Хагахоф Ашер в талмуде Абода зара.

Иоре де'а 154,2.

“Еврейка не должна кормить ребёнка акума, даже за плату. Только когда она имеет излишек молока и оно причиняет ей боли, тогда дозволяется ей кормить ребёнка. Запрещено учить акума какому-нибудь ремеслу”.

Недостающая в Шулхан-арухе причина “потому что она помогла бы вырастить акума” содержится в талмуде Абода зара 26а. Не только когда молоко становиться “вредным” для еврейки, но уже когда оно только “причиняет ей боли”, дозволяется ей кормить грудью ребёнка акума.