Виды и назначение переправ.

Место военных мостов и переправ в решении задач.

Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспече­ния преодоления водных преград и других препятствий вой­сками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменить понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на по­следующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов 4,2 м, двухпутных — 7 м.

Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и под­водные мосты, а также путепроводы.

Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними ледохода, высоких вод, судов и переправочных средств. Подмостовая высота низководного моста должна быть не менее 0,5 м. Подводные мосты отличаются от низководных тем, что обеспечивают маскировку моста и повышение его живучести.

Путепроводы возводятся для обеспечения бесперебойного прохода через дороги с интенсивным движением.

Строительство военных мостов должно осуществляться в короткие сроки при минимальных затратах сил и средств, что достигается:

- выполнением задачи широким фронтом с максимальным использованием средств механизации и типовых схем организации работ;

- применением заблаговременно изготовленных мостовых конструкций и бесперебойной доставкой их к месту строитель­ства;

- выучкой подразделений и расчетов, умелым и непрерыв­ным руководством их действиями.

Военные мосты строятся из конструкций, изготовляемых войсками из местных материалов. В качестве местных материалов используют лес на корню, лесоматериал (бревна, брусья, доски), имеющийся на складах или получаемый от разборки строений, а также стальной прокат (швеллеры, двутавры, уголковая сталь, трубы, рельсы, полосовая и круглая сталь).

Военный мост состоит из пролетных строений и опор.

Пролетное строение состоит из проезжей и несущей частей.

По проезжей части, состоящей из настила и колесоотбоев, происходит движение техники.

Несущая часть воспринимает давление от проходящих на­грузок и передает его на опоры.

Опоры делятся на береговые, расположенные на берегах, и промежуточные. Сопряжение моста с берегом осуществляется с помощью въездного устрой­ства.

Конструкция военного моста и размеры пролетов зависят от требуемой грузоподъемности, характера преграды, исполь­зуемого материала и применяемых в строительстве средств механизации.

В военных мостах применяются следующие основные обо­значения и определения.

Lp — ширина реки по заданному горизонту;

L — длина моста — расстояние между осями береговых опор;

Со — ширина опоры — расстояние между осями рядов свай или стоек башенной опоры;

С — полная ширина опоры;

l — пролет моста — расстояние между осями смежных опор;

Н — высота опоры — расстояние от грунта до верха на­садки (лежня);

hc — строительная высота пролетного строения — расстояние от низа пролетного строения до верха про­езжей части;

hо — подмостовая высота — расстояние от поверхности

воды до низа пролетного строения;

Вп.ч. — ширина проезжей части — расстояние между внут­ренними гранями колесоотбоев;

h — глубина воды;

ось 10 моста — воображаемая линия, проходящая вдоль моста посередине проезжей части;

ось 9 опоры — воображаемая линия, проходящая посере­дине ширины опоры и перпендикулярная оси моста; линия — линия крайних свай (стоек).