II. Решение задач и уравнений.

I. Повторение изученного материала.

1. Решить № 829 (б; г; д) устно.

2. Что называется пропорцией? Сформулировать основное свойство пропорции. Указать верную пропорцию: а) 4 : 5 = 9 : 10; б) 28 : 35 = 4 : 5; в) 5 : 6 =36 : 30; г) 6 : 7 = 42 : 36.

3. Найти неизвестный член пропорции:

а) 3 : 8 = х : 24; б) х : 15 = 2 : 3; в) 18 : х = 9 : 5.

4. Измерить длину и ширину классной комнаты и начертить на доске план этой комнаты в масштабе 1 : 10.

1. Решить задачу № 824 по рисунку 37 учебника.

2. Решить задачу № 823.

Решение.

М 1 : 10 000 000; на местности 10 000 000 см = 100 000 м = 100 км; значит, расстояние от Бреста до Владивостока будет соответствовать 100 см на карте, то есть 1 м, поэтому на одной странице тетради это расстояние не уместится.

3. Решить задачу № 827 на доске и в тетрадях с помощью пропорции.

Решение.

Ответ: 20 см.

4. Решить задачу № 828 (на доске решают два ученика, остальные в тетрадях).

5. Решить задачу № 826 (б) самостоятельно.

Решение.

М 1 : 2 000 000. Это означает, что 1 см на карте соответствует

2 000 000 см = 20 км на местности.

1) 3140 : 20 = 157 (см) на карте.

Ответ: 157 см.

6. Повторение ранее изученного материала.

а) Решить уравнение 7,8 : 2,6 = 4,5 : х.

б) Решить задачу:

На изготовление 14 деталей расходуется 16,8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей?

Решение.

Ответ: 32,4 кг.

в) Решить задачу (самостоятельно с проверкой):

24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?

Решение.

Ответ: 4 дня.

III. Итог урока. Как найти расстояние на местности с помощью карты?

Домашнее задание: повторить материал п. 20–23; решить № 841, 844, 845, 864 (1), 873 (в; г).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7(1 час)

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся при решении задач с помощью пропорций и степень усвоения ими изученного материала.