Причины редкого использования холодного оружия в искусстве тай-цзи

В отличие от шаолиньского кунг-фу, где как неотъемлемая часть учебной программы широко применяется целый арсенал разнообразного и зачастую экзотического холодного оружия, в традиции тай-цзи цюань такая методика не получила широкого распространения. Кунг-фу Шаолиня намного старше и возникло в те времена, когда ношение и применение холодного оружия считалось само собой разумеющимся, а вооруженные поединки преобладали над искусством рукопашного боя без применения посторонних предметов. Свободное ношение оружия способствовало укоренению традиции вооруженного боя, и, несмотря на то что в настоящее время большинство стран приняли запрещающие законы, тенденция к использованию колюще-рубящих предметов ощущается повсеместно. Таи-цзи цюань возникло в то время, когда ношение оружия на публике уже было запрещено в течение четырех столетий. Техника тай-цзи включает в себя умение им владеть, но не придает холодному оружию такого значения, как шаолиньская школа кунг-фу.

Еще до того, как тай-цзи стали практиковать даосские священники с горы Вуданг (духовное развитие) и семья Чень в Жиа Гоу (самооборона), этим искусством преимущественно занимались в оздоровительных целях. Ян Лу Чань, первым представивший свое мастерство на суд общественности, преподавал тай-цзи высокопоставленным чиновникам и членам маньчжурской императорской фамилии, у которых не было ни желания, ни потребности изучать боевые аспекты единоборства. Помимо титулованных особ другие мастера тренировали школяров и богатых торговцев. В отличие от революционеров и борцов за независимость, предпочитавших кунг-фу Шаолиня, эта категория учеников считала холодное оружие варварским.

Третья причина лежит в различии методологических подходов к обучению. В шаолиньском кунг-фу оружие используется довольно часто, но на тренировках можно наблюдать прямо противоположную картину: ученики этой школы редко вооружены. Причина одна — тренировка с оружием считается более продвинутой стадией обучения искусству. Вооруженный человек, хорошо исполняющий комплекс, разоружившись, продемонстрирует еще большее мастерство, так как избавится от лишнего веса. Подход в тай-цзи цюань диаметрально противоположен: для наращивания мощи и повышения мастерства необходимо усиление контроля за разумом и энергетическим потоком; в этом случае лишний вес будет скорее обузой.

Четвертая причина тесно связана с вышесказанным. Ученики школы кунг-фу, получившие начальные навыки, работают с оружием для повышения своего уровня и наращивают потенциал силы и выносливости за относительно короткий промежуток времени. В классическом тай-цзи цюань тренировка с оружием возможна лишь на углубленных стадиях изучения искусства. Овладение техником вооруженной самозащиты нацелено не только на практическое применение полученных навыков, но и на обучение студентов методике передачи энергетического потока на боевые поверхности холодного оружия. Мастерство такого рода позволяет пользоваться обыкновенной палкой как мечом.

Вооружившись, нечего и думать о применении приемов тай-цзи, не обладая способностью направлять энергетический поток в область рук. В наше время слишком мало учеников имеют представление о внутренней силе как таковой, не говоря уже о способности трансформировать ее по собственному желанию и в нужное место. Именно поэтому круг лиц, умеющих осознанно тренироваться с оружием, значительно сократился. Более того, такие занятия требуют значительного времени и изнуряющих усилий. Для большинства учеников искусное владение собственным телом становится непосильной задачей без опытного наставника; тренировка приемов с оружием в руках в принципе невозможна без учета советов учителя.