Но меры эш были эпизодичны и не могли изменить тяжелого поло-
Ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов.
Велика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта
Ки ресурсов оiдача от работы исследовательских инсмжутов была не-
Наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехват-
Ванная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук
Авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась биб-
Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны.
Данию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.
При поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих
Менов и без документов о среднем образовании. Преимуществами
Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые
Сти между жителями города и деревни.
Ное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность
В 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значитель-
Общею начального обучения и расширение сети школ. Проведенная
Тельство приняло закон, предусматривающий введение в стране все-
Зования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. прави-
В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие обра-
Званные помогать деревне в подъеме культуры.
Млн человек объединяли юродские шефские организации, при-
Хваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь
Достатком финансовых средств, слабостью материальной базы, не-
Неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась не-
Дах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения
Нувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В горо-
в борьбе с неграмотностью оказали общественные ор!анизации.
В 1923 I. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше
грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%
(в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотно-
правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экза-
и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной под-
готовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты
(рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать соз-
Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди
них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический
(сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический
(ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских
центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области
394 Глава 36 Советская культура в 1917—1940 гг.
лиотека Социалистической академии общественных наук, преобразо-
АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным