Но меры эш были эпизодичны и не могли изменить тяжелого поло-

Ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов.

Велика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта

Ки ресурсов оiдача от работы исследовательских инсмжутов была не-

Наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехват-

Ванная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук

Авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась биб-

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны.

Данию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

При поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих

Менов и без документов о среднем образовании. Преимуществами

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые

Сти между жителями города и деревни.

Ное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность

В 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значитель-

Общею начального обучения и расширение сети школ. Проведенная

Тельство приняло закон, предусматривающий введение в стране все-

Зования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. прави-

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие обра-

Званные помогать деревне в подъеме культуры.

Млн человек объединяли юродские шефские организации, при-

Хваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь

Достатком финансовых средств, слабостью материальной базы, не-

Неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась не-

Дах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения

Нувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В горо-

в борьбе с неграмотностью оказали общественные ор!анизации.

В 1923 I. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше

грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%

(в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотно-

правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экза-

и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной под-

готовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты

(рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать соз-

Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди

них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический

(сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический

(ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских

центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области

394 Глава 36 Советская культура в 1917—1940 гг.

лиотека Социалистической академии общественных наук, преобразо-

АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным