Мал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплета-

Особое место в истории русского музыкального искусства зани-

Мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — рус-

Развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных

Ской школ. Многовековое народное творчество создало основу для

Стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и француз-

В истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не

Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница

И др.

Сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина

Балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу

Истории разных стран.

То балетов использовались мифология, сказки, события из реальной

Характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был под-

Тисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный

Ные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивер-

Влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты

Летное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под

Балет. Особое место в культурной жизни России занимало ба-

Тынов.

Мастерства. В Александрийском театре реалистические образы Хлеста-

Кин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского

Лом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусо-

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Се-

Традиции. Крупным событием культурной жизни России стала поста-

Лова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литерату-

Пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Кры-

Кольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом

ры в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические

новка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

менова и др.— закладывали основы русской театральной школы. В Ма-

ва («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щеп-

кова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мар-

«чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентименталь-

сказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчиса-

райский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либрет-

и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического

танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской

Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в. __ 245

ского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

лись классические каноны европейской музыкальной культуры с рус-

скими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто

Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы