Мал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплета-
Особое место в истории русского музыкального искусства зани-
Мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — рус-
Развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных
Ской школ. Многовековое народное творчество создало основу для
Стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и француз-
В истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не
Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница
И др.
Сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина
Балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу
Истории разных стран.
То балетов использовались мифология, сказки, события из реальной
Характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был под-
Тисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный
Ные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивер-
Влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты
Летное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под
Балет. Особое место в культурной жизни России занимало ба-
Тынов.
Мастерства. В Александрийском театре реалистические образы Хлеста-
Кин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского
Лом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусо-
Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Се-
Традиции. Крупным событием культурной жизни России стала поста-
Лова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литерату-
Пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Кры-
Кольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом
ры в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические
новка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
менова и др.— закладывали основы русской театральной школы. В Ма-
ва («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щеп-
кова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мар-
«чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентименталь-
сказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчиса-
райский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либрет-
и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического
танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской
Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в. __ 245
ского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).
лись классические каноны европейской музыкальной культуры с рус-
скими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто
Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы