Ния, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Строгую симметричность планировки, выделение главных частей зда-

Рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль-

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко

И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов,

В Троицс-Ссргиевом монастыре. Им была создана архшсктурная

Кузнецкий мост через реку Нсглинную, Красные sopoia, колокольню

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил

В Киеве и др.

Родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь

Ли— шальянсц по происхождению, который в России обрел вторую

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрел-

И скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Нятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и об-

Шаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной припод-

XVIII в. был барокко. Для барокко Хв переводе с итальянско-

Господствующим архитектурным стилем в первой половине

Преображенской церковью.

На одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной

Наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в.

Стройки.

Через Истинную, Лефортовский дворец и другие общественные по-

Ного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост

Дятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монет-

Башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возво-

Светским началом — здания напоминают дворцовые строения или

Стройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со

Ние связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих по-

Якиманке, собор Заиконосиасского монастыря (его купол хорошо ви-

ден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их созда-

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро-

странились на старые русские города. С этой целью была создана

специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перс-

планировки (генеральных планов) городов.

го — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетав-

184 Глава 17 Русская культура XVIII в

щсго плана зданий, обилия колонн, декора!ивных ленных украшений

в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для

петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец

пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха-

ность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человече-

ской личности. В его основе лежит обращение к законам классиче-

ской архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй поло-