Ния, четкость горизонтальных и вертикальных линий.
Строгую симметричность планировки, выделение главных частей зда-
Рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль-
Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко
И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.
Школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов,
В Троицс-Ссргиевом монастыре. Им была создана архшсктурная
Кузнецкий мост через реку Нсглинную, Красные sopoia, колокольню
А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил
В Киеве и др.
Родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь
Ли— шальянсц по происхождению, который в России обрел вторую
Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрел-
И скульптур, создававших светотеневые эффекты.
Нятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и об-
Шаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной припод-
XVIII в. был барокко. Для барокко Хв переводе с итальянско-
Господствующим архитектурным стилем в первой половине
Преображенской церковью.
На одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной
Наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля
Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в.
Стройки.
Через Истинную, Лефортовский дворец и другие общественные по-
Ного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост
Дятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монет-
Башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возво-
Светским началом — здания напоминают дворцовые строения или
Стройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со
Ние связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих по-
Якиманке, собор Заиконосиасского монастыря (его купол хорошо ви-
ден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их созда-
Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро-
странились на старые русские города. С этой целью была создана
специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перс-
планировки (генеральных планов) городов.
го — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетав-
184 Глава 17 Русская культура XVIII в
щсго плана зданий, обилия колонн, декора!ивных ленных украшений
в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для
петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец
пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха-
ность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человече-
ской личности. В его основе лежит обращение к законам классиче-
ской архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал
Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй поло-