Ликвидные орды рынка

Зубы дракона

Если война изначально связана с землей, то должна существовать какая-то качественная связь с землей и самой касты военных. Воен­ные, армия — защитница своих земель и в определенных ситуациях завоевательница и покорительница новых территорий. Армия являет­ся динамическим проявлением Земли как качественной категории. И многие древние мифы говорят о таинственных непобедимых воинах, родившихся из Земли, засеянной "зубами дракона" или каким-то еще магическим способом. В военных, кшатриях, богатырях Земля прояв­ляет свой подвижный, силовой импульс. Хлебопашцы, ремесленники, иные типы населения связаны со статическими сторонами Земли. Во­енные же воплощают в себе подвижный, диалектический ее принцип.

Не случайно символическое качество касты воинов в индуизме — "раджас", что означает "экспансию", "растяжение", "расширение", а это одно из основополагающих качеств пространства, т.е. того, что "простерто", "растянуто", "протянуто". Показательно также, что рус­ское слово "воин" родственно к древнеиндийскому корню "veti", что значит "преследовать, гнать, стремиться к", а это снова отсылает нас к идее "динамического движения", "растяжения". Та же концепция стоит и за индийским термином "кшатрий", произошедшим от слова "кшетра" — т.е. поле, горизонтальное пространство, земля.

Такие устойчивые соответствия предопределяют пространственный характер мышления военных как особого типа. — Любовь военных к картам, стратегическим маневрам, передислокациям, маршам — в конце концов, все это выражение пространственной, земной природы армии. Военный воспринимает мир как пространство, как нечто про­исходящее в пространстве и эта специфика лежит в основе классичес­кого для армии консерватизма — военные как бы не замечают време­ни, истории, разные эпохи сосуществуют для них в едином простран­ственном ансамбле. В некоторых ситуациях это представляется не­сколько странным, подчас нелепым. Но в основе всего лежит кастовая типология.

Геополитика делит все разновидности цивилизаций на два типа — на сухопутные и морские. Сухопутные связаны с Землей, а соответ­ственно, с воинами как основной "земной" кастой. Цивилизация Моря, морская держава основана на ином типе. Этот тип — тип торговца, человека, специализирующемся на обмене, извлекающего из этого об­мена личную выгоду. Торговец не связан с пространством и с сушей, он являет собой антитезу воину. Область его действий сопряжена не с фиксированными реальностями, но с текучей средой. Эта среда ото­рвана от корней, наполнена объектами, уже утратившими связь с процессом появления из земли, из животворной матрицы вещей. Тор­говля оторвана от Суши, и поэтому своего максимального развития и совершенства она достигает среди народов, населяющих береговые зоны, прибрежные территории. "Торговля", "порт", "берег", "флот" — понятия почти синонимичные. Торговое мышление в отличие от созна-ния военных, оторвано от пространства как фиксированного непод? вижного целого. Это безразличие к пространству и его форме предоп­ределяет невнимание торговцев к фактору границ. В границах —-естественных или искусственных — торговец видит только негативное препятствие, погрешность среды, несовершенство мира, препятствую­щее оптимизации торговых трансакций. Земля у торговцев принципи­ально десакрализирована, приравнена к разновидности товара — од­ной из многих других, ничем не выделяющейся по своей сути. Иными словами, отношение торгового сознания к земле целиком и полностью игнорирует ее животворящее качество, ее формообразующее начало, ее предшествование появлению форм. Такая земля является "мерт­вой", "вторичной", предметной, духовно аридной. Торговец видит лю­бую землю как пустыню, чисто количественное пространство, плос­кую декорацию, на фоне которой и через которую движется торговый караван. Самым идеальным пространством, точно соответствующим торговой ментальности, является даже не пустыня, но Море. Оно — совершенно одинаково и равнозначно на всем своем протяжении, оно гомогенно и открыто, оно чисто декоративно и мертво само по себе, подлежит простой и униформной эксплуатации.

И не случайно, одно из определений капитала — это "ликвид­ность", т.е. "текучесть", "разжиженность" его субстанции, неплот­ность, нефиксированность, оторванность от ансамблей строгих форм.

Можно сказать, что историческое сознание тесно связано именно с "текучей" ментальностью торговцев, тогда как воинское сознание классических людей Суши тяготеет к рассмотрению вещей sub speciae eternitatis, "под углом зрения вечности".