Антифрикционные присадки

Противоизносные присадки

Их можно разделить на содержащие серу и фосфор и только фосфор. К первой группе относятся диалкилдитиофосфаты (ДФ-11, а также АДТФ - аминная соль амидного диалкилдитиофосфата)

Получают ее взаимодействием P2S5 со спиртами и высшими аминами RNH2.

К присадкам второго типа относятся например диалкилфосфаты, бутилфосфонаты, трикрезилфосфат (применяется в основном в России)

трикрезилфосфат

Они хорошо снижают износ, но слабо улучшают противозадирные свойства (а серо-фосфорсодержащие имеют сильное двойное действие).

Механизм противоизносного эффекта основан преимущественно на образовании фосфидов Fe в местах контакта (за счет повышения температуры) и последующего образования эвтектических смесей этих фосфидов Fe с поверхностными слоями Fe. Такие смеси становятся жидкими в условиях трения, равномерно тонким слоем распределяются по поверхности и обеспечивают скольжение.

(модификаторы трения)

Они снижают коэффициент трения за счет того, что разлагаются в объеме масла или на поверхности трения при повышенных температурах. Образующиеся продукты химически прочно связываются с поверхностью и устраняют так называемое «прерывистое скольжение», за счет этого снижается температура в месте трения, это уменьшает и коэффициент трения и износ. Например применяются длинноцепные жирные кислоты (стеариновая, олеиновая кислоты) их эфиры и соли. Более эффективными являются современные присадки содержащие молибден и фосфор, например диалкилдитиофосфаты Мо. Они проявляют тройное действие: противоизносное, противозадирное, антифрикционное. Иногда в антифрикционные присадки вводят бор и графит. За счет уменьшения трения наблюдается существенная экономия топлива.