До мажор

Вспомогательные звуки

Проходящие звуки

Проходящими называются те неаккордовые звуки, которые на слабых долях заполняют поступенным движением интервалы ме жду аккордовыми звуками. Так, в 1-м такте приведенного выше примера 331 (из «Шехеразады» Н. Римского-Корсакова) между аккордовыми звуками си и соль находится проходящий звук ля, а в 7-м такте того же примера между принадлежащими аккорду ми и соль — проходящий звук фа-диез.

 

Вспомогательными называются неаккордовые звуки на слабых долях, находящиеся ступенью выше или ниже смежных с ними аккордовых тонов и берущиеся между данным аккордовым звуком и его повторением. Так, в нотном примере 331 в 1-м и 3-м тактах использован вспомогательный звук ми, а в 5-м такте — вспомогательные звуки си и фа-диез.

 

Предъём

Предъёмом называется неаккордовый звук на слабом времени, предвосхищающий появление одного из аккордовых тонов следующего аккорда.

Так, в приведенном примере-схеме звук до, не входящий в состав терцквартаккорда, на фоне которого он взят, принадлежит следующему за ним аккорду:

D4/3 Т5/3

Неаккордовые звуки могут появляться не только в верхнем, но и в средних голосах, а также в басу. В примере 332 (из сонаты В. Моцарта) уже имело место задержание, взятое в среднем голосе. Чем больше неаккордовых звуков в средних голосах, тем более мелодически развитыми оказываются эти голоса. Так, например, в репризе Баркаролы П. Чайковского из цикла «Времена года» один из средних голосов сопровождения, изобилующий неаккордовыми звуками, настолько мелодически рельефен, что можно говорить об одновременном звучании двух мелодий:

334 Tempo I [Andante cantabile] П. Чайковский. Времена года, Баркарола

Таким образом, создается своего рода «дуэтность», вносящая в гомофонную фактуру элемент полифоничности.