Форма проведения семинарского занятия
Перед зачетом студенты проходят предварительное тестирование в компьютерном классе кафедры.
Каждому студенту предлагается один теоретический вопрос и одна задача. На подготовку к ответу дается 15 минут, а затем студент устно отвечает на полученное задание. Каждый студент должен уметь давать четкие определения генетических понятий и формулировок законов, делать заключение и выводы, правильно оформлять решения генетических задач и конкретно отвечать на поставленные в них вопросы.
III. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ТЕМА. ОНТОГЕНЕЗ.
ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Цель занятия: | |
Знать: | 1. Общие закономерности и понятия онтогенеза. 2. Характеристику стадий эмбриогенеза. |
Уметь: | 1. Определять на микропрепаратах стадию эмбриогенеза, зародышевые листки и осевые органы. |
1. Организация самоподготовки: 1,5 часа.
2. Повторите следующую информацию: митотическое деление, размножение, мейоз, строение половых клеток.
3. Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел «Онтогенез. Закономерности эмбрионального развития» (общие понятия онтогенеза, преформизм и эпигенетические воззрения, типы онтогенеза, периодизация онтогенеза, провизорные органы, критические периоды развития, реализация действия генов).
Литература:
Основная
1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Конспекты лекций.
3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4. Сайт кафедры.
Дополнительная:
1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 –Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).
2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.
Самоконтроль.
Теоретическая подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Сформулировать понятия:
- онтогенез | - филогенез |
- дробление | - морула |
- бластула | - бластомеры |
- бластоцель | - гаструла |
- энтодерма | - эктодерма |
- мезодерма | - гистогенез |
- органогенез | - нейрула |
- эмбрион | - плод |
- провизорные органы | - рост |
- дифференцировка |
2. Ответить на вопросы:
- Как называется процесс образования женских половых клеток? Назовите стадии этого процесса.
- Как называется процесс образования мужских половых клеток? Назовите стадии этого процесса.
- Какой набор хромосом характерен для половых и соматических клеток?
- Чем отличается половое размножение от бесполого? Назовите виды полового размножения.
- Этапы эволюции половых клеток.
- Строение сперматозоида.
- Строение яйцеклетки. Особенности яйцеклетки млекопитающих.
- Типы яйцеклеток по содержанию и распределению лецитина.
- Как называется процесс слияния половых клеток?
- Какой набор хромосом имеет зигота?
- Кем были раскрыты основные закономерности онтогенеза и филогенеза?
- Какие представления лежали в основе преформизма?
- Какие взгляды лежали в основе эпигенеза?
- Кого называют овистами?
- Кого называют анималькулистами?
- Какие факторы определяют развитие организма?
- Перечислите типы онтогенеза.
- Назовите периоды онтогенеза
- Перечислите стадии эмбрионального развития.
- Какие преобразования осуществляются на стадии зиготы?
- Назовите типы дробления. Чем они характеризуются?
- Объясните механизмы бластуляции. Что такое бластула?
- Что называют гаструляцией?
- Назовите способы гаструляции и дайте их характеристику.
- Назовите способы закладки мезодермы.
- Объясните энтероцельный способ закладки мезодермы.
- Объясните телобластический способ закладки мезодермы.
- Какие органы и ткани образуются из эктодермы?
- Какие органы и ткани образуются из энтодермы?
- Какие органы и ткани образуются из мезодермы?
- Какие животные первично и вторичноротые?
- Какие органы называются провизорными? Приведите примеры.
- Что такое критические периоды онтогенеза и какие критические периоды выделяют в развитии человека?
- Приведите схему реализации действия генов в онтогенезе.
- Назовите причины нарушения эмбриогенеза?
- Какие факторы называются тератогенными?
- Какой степени выраженности могут быть отклонения в развитии зародыша?
- Что такое аномалии развития? Примеры.
- Что такое уродства? Примеры.
- Что такое пороки развития? Примеры.
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать:
Тема: «Общие закономерности эмбрионального развития».
Задание: Выполнить работы №№ 1-7.
Работа № 1. Этапы эмбрионального развития – 30 минут
На муляжах и таблицах рассмотрите стадии развития ланцетника: зиготу, стадии 2, 4, 8, 16 бластомеров, морулу, бластулу, гаструлу, закладку осевых органов. Обратите внимание на то, как проходят борозды дробления, на примерно равную величину бластомеров.
Зарисуйте стадии в альбом.
Работа № 2. Дробление яйцеклетки лягушки – 15 минут
На постоянных микропрепаратах рассмотрите полное неравномерное дробление яйцеклетки лягушки. Обратите внимание на размеры бластомеров. Мелкие бластомеры расположены на анимальном полюсе, а крупные на вегетативном.
Зарисуйте в альбом, обозначьте полюса клетки.
Работа № 3. Стадия бластулы – 15 минут
На постоянных микропрепаратах рассмотрите бластулу лягушки.
Зарисуйте в альбом. На рисунке обозначьте бластодерму,
бластоцель.