Расчет на маневренном планшете маневра расхождения с несколькими целями одновременно

Маневр по расхождению с несколькими встречными судами одновременно является наиболее сложным, но не­обходимость в нем возникает все чаще, особенно в райо­нах оживленного судоходства. Предлагавшиеся до сих пор способы расчета этого маневра основаны на примене­нии специальных палеток, скрывают от оператора физи­ческий смысл маневра и поэтому не прививаются на флоте.

Наиболее рациональным является расчет с построе­нием секторов опасных относительных курсов (COOK), предложенный О. Г. Моревым. Расчет маневра пред­лагаемым способом производится следующим образом (рис. 18.2):

— с обнаружением на экране встречных судов (цели № 1, 2, 3) ведут за каждое из них относительную про­кладку на маневренном планшете;

— проведя ЛОДи ЛОД2 и ЛОД3, выявив опасность чрезмерного сближения с одной или несколькими целями, определяют их ЭДЦ (VМ1, VМ2_ и VМ3);

— по цели с максимальной относительной скоростью (сближение с которой на Dкр произойдет раньше) назна­чают момент ее прихода в упрежденную позицию и на­носят на этот момент упрежденные позиции каждой цели 1Mц, 2МЦ, ЗМЦ;

— из упрежденной позиции каждой цели проводят ка­сательные к окружности Dоз, определяя опасный сектор (ОС) каждой цели;

— в конце каждого вектора истинной скорости цели Vм1, Vм2, Vм3 строят сектор опасных относительных курсов;

— для безопасного расхождения со всеми целями од­новременно изменяют свой курс или скорость так, чтобы конец своего вектора скорости VK располагался вне пре­делов COOK.

 


Рис. 18.2. Расчет маневра расхождения с не­сколькими целями одновременно на маневренном планшете


На рис. 18.2 видно, что уменьшение скорости до вели­чины V'k позволяет разойтись со всеми целями на Dkp больше Doз. Если конец своего вектора скорости Vv будет лежать на границе СООК-1, то расхождение с целью № 1 произойдет на дистанции Doз, а с другими — на большей дистанции. Если конец своего вектора ско­рости V''к будет находиться в точке пересечения сторон СООК-2 и СООК-3, то расхождение на Doз произойдет с этими двумя целями, а с целью № 1 — на большей ди­станции. Рассчитанные варианты расхождения доклады­ваются командиру корабля для выбора и утверждения одного из них. Окончанием маневра расхождения со все­ми целями можно считать момент прихода последней из них на относительный траверз.

* В режиме автосопровождения точность определения пеленга и дистанции РЛС «Океан» на расстояниях до 16 миль составляет 0,5—0,7° и 30—40 м соответственно.