Содружество независимых государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Из ранее союзных республик в СНГ не участвуют Литва, Латвия, Эстония.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».

Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

Основными целями организации являются:

· сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

· всестороннее развитие государств — участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

· обеспечение прав и свобод человека;

· сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

· взаимная правовая помощь;

· мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств — участников относятся:

· обеспечение прав и основных свобод человека;

· координация внешнеполитической деятельности;

· сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

· сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

· охрана здоровья и окружающей среды;

· вопросы социальной и миграционной политики;

· борьба с организованной преступностью;

· сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Содружества.

Членство в СНГ. Различаются:

а) государства — учредители Содружества — это государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия настоящего Устава;

б) государства — члены Содружества — это те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств;

в)присоединившиеся гос — это государства, принявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;

г) гос со статусом ассоциированного члена — это гос, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав гос с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

В структуре СНГ существуют два вида органов:

1) органы, предусмотренные Уставом.

2) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств.

 

Структура СНГ:

1. Совет глав гос – сессионный орган. На уровне глав гос СНГ решает принципиальные вопросы, касающиеся деятельности СНГ.

2.Совет глав правительств – сессионный орган. На уровне глав правительств координирует сотрудничество ОИВ гос членов СНГ.

3.Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осуществляет координацию внешнеполитической деятельности гос-членов СНГ.

4.Координационный-консультационный комитет действует постоянно. Осуществляет текущую деятельность СНГ. Подготавливает предложения и проекты документов в рамках деятельности СНГ.

5.Экономический суд рассматривает споры м/у гос-членами СНГ, вытекающие из договоров экономического характера, и даёт толкование положениям такого договора.

6.Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н договоров в области прав человека. Может рассматривать индивидуальные обращения → рекомендательный характер решений.

7.Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации национальных парламентов. Ввели только в 1994 г.

8.Секретариат – административно-технический орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. международными организациями и др. гос. Он находится в Минске.

Официальный язык – русский.

 

31. Право международных договоров: понятие, источники. Виды договоров.

Право международных договоров — это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Источники:

· Венская Конвенция 1969 года О праве международных договоров (+РФ)

· Венская Конвенция о праве договоров между государствами и м/н организациями и между м/н организациями 1986 года.

· ФЗ «О м/н договорах» 1999 года.

· АКТ не является МД

Посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества.

Конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права.

В конституциях и других законодательных актах указываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается порядок их ратификации, исполнения, денонсации.

Виды договоров:

К1. По кругу участников

· двусторонние (участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);

· многосторонние:

· с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

· с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

К2. По возможности присоединения других участников

· закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

· открытые (участниками могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

К3. По объекту:

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т. д.

К4. По форме договора:

1. Письменные.

2. устные

К5. По времени действия

· бессрочные

· срочные

· Возможность автоматического продления договора.

К6. По пространству действия

· региональные

· универсальные

К7. Между кем заключен договор.

· Между гос

· Между гос и международными организациями.

· Между гос органами различных гос.

Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, протокол, хартия, меморандум, пакт, устав, статут.

Соглашение используется в рамках региональных организаций. Конвенция имеет универсальное содержание. Пакты – его отличает цель создания договора, они создаются, когда есть что-то важное – права человека, например. Уставы – когда создаются международные организации. Протокол – как правило, дополнение к конвенции. Декларация – провозглашение, акт, содержащий декларативные нормы, без санкции.

32. Международный договор: понятие, признаки.

М\Н договор – явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юр последствия.

Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах.

Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства.

Сторонами международных договоров выступают только субъекты международного права. В соответствии с Венской конвенцией 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». Правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации».

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

 

Признаки:

· Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

2. Общеобязательность (действие распространяется на всех кто является участниками договора);

3. Гарантированность (подкреплено мерами принуждения);

4. Интеллектуально-волевой характер (договор выражает волю и сознание сторон);

5. Формальная определённость (выражен в официальной форме);