Простое прошедшее повествовательное время

(Imperfekt = Präteritum)


Imperfekt (Präteritum) - это вторая основная форма глагола. Imperfekt слабых и модальных глаголов образуется при помощи суффикса -te и личных окончаний; модальные глаголы также теряют умлаут. Если корень глагола оканчива­ется на -d, -t, -chen, -tm, -dm, -fn, -bn, то они получают суф­фикс –ete,например:

machen - machte, müssen - musste, können - konnte; arbeiten - arbeitete, zeichnen - zeichnete, widmen - widmete

Imperfekt (Präteritum) сильных глаголов образуется при помощи изменения корневого гласного, например:

lesen - las, schreiben - schrieb, gehen - ging, aufstehen - stand auf

Imperfekt (Präteritum) сильных и неправильных глаголов можно узнать из таблицы глаголов сильного и неправильного спряжения, которая дана в приложении или в словаре. Спря­жение глаголов в Imperfekt (Präteritum) имеет свои особенно­сти: все глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа не имеют личных окончаний, в остальных случаях личные окончания сохраняются, например:

 

lernen (слабый глагол) laufen* (сильный глагол)
1. ich lernte_, lief_ 2. du lerntest, liefst 3. er, sie, es lernte_, lief_ 1. wir lernten, liefen 2. ihr lerntet, lieft 3. sie, Sie lernten, liefen

 

Imperfekt (Präteritum) вспомогательных глаголов haben, sein, werdenнужно запомнить, так как эти глаголы образуют Imperfekt не по правилам:

 

  haben sein werden
ich hatte war wurde
du hattest warst wurdest
er, sie, es hatte war wurde
wir hatten waren wurden
ihr hattet wart wurdet
sie, Sie hatten waren wurden

 

При спряжении глаголов с отделяемыми приставками в Imperfekt, отделяемые приставки также как и в Präsensотде­ляются и стоят в конце предложения или фразы, например:

Ich stand heute sehr früh auf und zog mich schnell an. - Я встал сегодня очень рано и быстро оделся. (глаголы aufstehen, sich anziehen).

 

Сложное прошедшее разговорное время (Perfekt)

Perfekt - это сложное прошедшее время для описания действия в прошлом, употребляется главным образом в раз­говорной речи. Perfekt образуется при помощи вспомогатель­ных глаголов haben или sein,которые стоят в Präsensи Partizip IIосновного смыслового глагола. Вспомогательный глагол изменяется по лицам и числам, стоит в предложении на 2-м месте рядом с подлежащим, но на русский язык не пе­реводится. Partizip IIостается неизменяемым, стоит в конце предложения или фразы. Perfekt переводится на русский язык прошедшим временем глагола, от которого образован Partizip II, например:

Ich habe das Buch gelesen. (lesen - читать) - Я прочитал книгу.

Er ist nach Hause gefahren. (fahren - ехать) - Он уехал до­мой.

Со вспомогательным глаголом sein в Perfekt употребля­ются:

1) все глаголы движения:

kommen - приходить, gehen - идти, fahren - ехать, fliegen - летать, fallen - падать и др.;

2) глаголы изменения состояния:

einschlafen - заснуть, erwachen - проснуться, aufstehen - встать, gebären - родить(ся), sterben - умереть и др.;

3) следующая группа глаголов:

sein - быть, werden - становиться, bleiben - оста­ваться, folgen - следовать, passieren - происходить, begegnen - встре­чать, gelingen - удаваться, misslingen - не удаваться, geschehen - случаться и др.

Со вспомогательным глаголом haben в Perfekt употреб­ляются:

1) все переходные глаголы (требующие после себя допол­нения в винительном падеже);

2) возвратные глаголы (с sich);

3) модальные глаголы;

4) безличные глаголы

Выбрать нужный вспомогательный глагол можно при помощи словаря. Глаголы, образующие Perfekt c seinобозна­чаются vi(s), т.е. непереходный глагол с sein. Остальные гла­голы с обозначением vtили vi спрягаются в Perfekt с haben. Некоторые глаголы могут употребляться в Perfekt как с haben, так и с sein, например:

frieren*vi 1. мерзнуть, зябнуть; 2. (s) замерзнуть, окоче­неть

Это означает, что в первом значении глаголfrieren упот­ребляется в Perfekt со вспомогательным глаголом haben, а во втором значении с глаголом - sein.

Образование Partizip II

Слабые глаголы образуют Partizip II: приставка ge- + ос­нова глагола + суффикс -t, например:

machen - gemacht

Сильные глаголы образуют Partizip II при помощи при­ставки ge- + основа глагола с изменением или без изменения корневой гласной + суффикс -en, например:

lesen - gelesen; schreiben - geschrieben

Неправильные глаголы: приставка ge- + основа глагола с изменением корневой гласной + суффикс -t, например:

bringen - gebracht

Приставка ge- отсутствует при образовании Partizip II:

1) у слабых глаголов на суффикс - ieren, например:

gratulieren - gratuliert;

2) у глаголов с неотделяемыми приставками: be-, ge-,er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-, например:

verstehen - verstanden, erzählen - erzählt

У глаголов с отделяемыми приставками приставка ge- стоит между приставкой и корнем глагола, например:

aufstehen - aufgestanden