Название

Хронология

В Третьей и Четвертой книгах царств в изобилии приводятся сведения о хронологии описываемых событий. Так, начало построения Соломоном храма точно датируется 480 г. после исхода из Египта (6,1). Кроме многочисленных дат, связанных с царствованиями Давида и Соломона, автор называет также продолжительность пребывания на престоле каждого из царей Иудеи и Израиля. Автор каждый раз соотносит начало очередного правления в одном из царств с тем, сколько лет прошло к этому моменту с восшествия на престол царя, правящего в другом царстве, указывает возраст монарха и имя его матери.

Точное соотнесение этих сведений с информацией, предоставляемой ассирийскими, вавилонскими и иными небиблейскими источниками, задача весьма нелегкая, поскольку информация о продолжительности правления царей отнюдь не предполагает возможности вычислить, в какие именно годы они правили. Но, тем не менее, наиболее важные события можно датировать со значительной степенью достоверности:

970 г. до Р.Х. - конец царствования Давида

970-930 гг. до Р.Х. - царствование Соломона

930 г. до Р.Х. - разделение царства

722 г. до Р.Х. - падение Израиля

586 г. до Р.Х. - падение Иудеи

Повествование Третьей и Четвертой книг царств охватывает почти четырехсотлетний отрезок израильской истории - от последних дней царствования Давида (ок. 970 г. до Р.Х.) до вавилонского пленения (ок. 586 г. до Р.Х.). Эти две книги непосредственно примыкают к целой группе других библейских книг, в совокупности своей традиционно называвшихся "Ранними пророками", а позднее получивших наименование "История Второзакония". В названную группу, помимо Третьей и Четвертой книг царств, входят Книга Иисуса Навина, Книга судей, Первая и Вторая книги царств.

Изначально Третья и Четвертая книги царств, подобно Первой и Второй книгам царств и двум книгам Паралипоменон, представляли собой одну книгу. Однако в греческом переводе ВЗ (Септуагинте), в Вульгате и в большинстве других переводов эта цельная книга разделена на две. Такое разделение явно искусственно, не обоснованно логикой повествования. По этой причине в двух разных книгах оказались рассказы об Охозии (22,51-53) и Иосафате (22,41-50; 4 Цар. 3,1-27), а также повествование о пророческом служении Илии (гл. 17-19; 4 Цар., гл. 1; 2).

Содержание

I. Царствование Соломона (1,1 - 11,43)

А. Соломон утвержден преемником Давида (гл. 1-4)

1. Восшествие Соломона на престол (1,1 - 2,11)

2. Соломон укрепляет свою власть (2,12-46)

3. Дар мудрости (3,1-15)

4. Образцы мудрости Соломона (3,16 - 4,34)

Б. Важнейшие достижения в период царствования Соломона (гл. 5-10)

1. Приготовления к построению храма (5,1-18)

2. Построение храма (6,1-38)

3. Строительство царского дворца (7,1-12)

4. Окончание построения храма (7,13-51)

5. Молитва Соломона и освящение храма (8,1-66)

6. Завет Господа с Соломоном (9,1-9)

7. Соломон на вершине славы (9,10 - 10,29)

В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11)

1. Грехи Соломона (11,1-13)

2. Наказание Соломона за его грехи (11,14-25)

3. Возвышение Иеровоама (11,26-43)

II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 - 16,34)

А. Отделение северных колен израилевых (12,1-24)

Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 - 14,20)

1. Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25-33)

2. Два пророка (гл. 13)

3. Суд Божий над Иеровоамом (14,1-20)

В. Ровоам, царь иудейский (14,21-31)

Г. Авия, царь иудейский (15,1-8)

Д. Аса, царь израильский (15,9-24)

Е. Нават, царь израильский (15,25-32)

Ж. Вааса, царь израильский (15,33 - 16,7)

З. Ила, царь израильский (16,8-14)

И. Замврий, царь израильский (16,15-20)

К. Амврий, царь израильский (16,21-28)

Л. Ахав, царь израильский (16,29-34)

III. Пророки и цари (3 Цар. 17,1 - 4 Цар. 8,15)

А. Пророки и Ахав (17,1 - 22,40)

1. Илия фесвитянин (17,1-24)

2. Илия против хананейских пророков (18,1-46)

3. Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1-21)

4. Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1-43)

5. Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1-29)

6. Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1-40)

Б. Иосафат, царь иудейский (22,41-50)

В. Охозия, царь израильский, противится Илии (3 Цар. 22,51 - 4 Цар. 1,18)