КОЖНЫЙ ПОКРОВ И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ

Цель работы:ознакомить студентов со строением кожного покрова и его про­изводных у животных. Указать на особенности строения кожного покрова и его производных у птиц. Изучить строение пера.

Оборудование и материалы:микроскопы; готовые гистологические препараты (кожа без волоса, кожа с волосом, молочная железа); анатомические препараты (копыто, рога, различные виды перьев); чучела птиц; плакаты с рисунками птиц.

Содержание работы.1. Изучение под микроскопом гистологических препара­тов: кожи без волос, кожи с волосом, молочной железы. Зарисовка изученных препаратов в Рабочую тетрадь. 2. Изучение анатомических препаратов производ­ных кожного покрова: копыта, рога. Зарисовка анатомических препаратов копыта и рогов в Рабочую тетрадь. 3. Особенности строения кожного покрова и его про­изводных у птиц. 4. Изучение различных видов пера птиц. Зарисовка строения пера птиц с обозначением его составляющих. 5. Изучения других производных кожного покрова птиц.

Методические указания.1. При изучении под микроскопом гистологических препаратов кожи без волоса и с волосом следует обратить особое внимание на каждый слой кожи: эпидермис, дерму и подкожный слой. При изучении кожи с волосом следует найти волос, потовые и сальные железы.

При изучении препарата молочной железы определяют междольковые про­слойки, дольки и альвеолы. Находят железистую часть в молочной железе. При отсутствии готовых гистологических препаратов их изготовляют.

Все изученные под микроскопом препараты студенты зарисовывают в Рабо­чую тетрадь, каждый подписывают в соответствии с названием, указанным на на­клейке предметного стекла. В зарисованных препаратах кожи без волоса и с воло­сом обозначают стрелками эпидермис, дерму и подкожный слой.

2. Изучают анатомический препарат копыта. Находят копытную кайму, вен­
чик, копытную стенку, копытную подошву, копытный мякиш.

Изучают анатомические препараты рогов. Находят роговой чехол, роговые кольца.

Зарисовывают анатомические препараты копыта и рогов в Рабочую тетрадь с обозначением стрелками составных частей копыта и рога.

3.Изучают по плакатам особенности строения кожного покрова и его произ­водных у птиц. Указывают топографию копчиковой железы и ее функцию. При определении различных видов пера следует использовать чучела птиц. На чучеле птицы следует изучить кроющие, маховые, рулевые и пуховые перья, найти отли­чия между ними.

4.Зарисовывают перо, обозначая стрелками на рисунке: очин, ствол, опахало, стержень.

5.При изучении производных кожного покрова птиц следует обратить вни­мание на строение и расположение гребня, кораллов, сережек мочек,шпор,кос­тей, клюва. Эти производные кожного покрова изучают на чучелах птиц и плака­
тах. Следует знать, что кожа у птиц может быть белого, черного с розовым или
желтоватым оттенком цвета. Пигментация кожи зависит от клеток, содержащих в
протоплазме красящее вещество — пигмент. Окраска перьев бывает разная: чер­
ная, бурая, ржаво-бурая и т. д. Если пигмент отсутствует, то перья белые.

 

 

центре балки проходит желчный капилляр, между балками расположены капил­ляры, по которым течет смешанная кровь. Дольки окружены прослойками соеди­нительной ткани, в которых проходят междольковые артерия и вена, желчные протоки, собирающий желчь из желчных капилляров.

Все изученные под микроскопом гистологические препараты зарисовывают в Рабочую тетрадь. Желательно все элементы изученных препаратов обозначить стрелками и подписать.

4. При изучении системы органов пищеварения птиц обращают внимание на особенности их строения. Сначала все органы этой системы изучают по плакатам и мокрым препаратам. Обращают внимание на то, что система органов пищеваре­ния у птиц отличается от таковой у других животных. У птиц нет зубов, нёбной занавески, ободочной кишки, но имеются зоб и клоака. После подробного изуче­ния топографии органов пищеварения птиц изучают муляжи и анатомические препараты аппарата пищеварения птиц.

5. При изучении системы органов пищеварения птиц методом препаровки птицу убивают. Удаляют пух и перья. По белой линии послойно разрезают ткани. Сначала справа, а затем слева от белой линии делают разрезы в сторону плечевого пояса. Удаляют отрезанные кожу, мышцы и грудную кость. Зарисовывают распо­ложение печени, мышечного желудка, двенадцатиперстной кишки. Осторожно удаляют печень. Отделяют желчный пузырь и собирают желчь в чашечку Петри. Печень взвешивают. Перевязывают ниткой пищеварительный тракт: в нижней части пищевода; в нисходящей части двенадцатиперстной кишки; на участке тол­стого кишечника. Отрезают пищевод около глотки. Вырезают место выхода пря­мой кишки в клоаку. Подрезают брыжейку, связанную с кишечником, освобож­дают мышечный желудок от облегающей и удерживающей жировой соединитель­ной ткани. Взяв рукой пищевод ближе к плечевому поясу, втягивают его внутрь, затем обеими руками вынимают весь пищеварительный тракт из тушки и распо­лагают на бумаге или в кювете. Рассматривают пищевод, желудки, двенадцатипер­стную кишку, петли кишечника.

Ножницами или скальпелем отделяют поджелудочную железу, кладут ее на часовое стекло, расправляют и рассматривают. Отрезают кишечник от желудка и извлекают содержимое кишечника в отдельную посуду. Тупым концом ножниц разрезают кишечную трубку вдоль и рассматривают слизистую оболочку. Отделя­ют мышечный желудок. Ножницами или скальпелем разрезают слой мышц в бо­лее рыхлой уплотненной части. Содержимое удаляют, полость моют и вытирают марлевой салфеткой. Рассматривают кутикулу. Сделав небольшой надрез кутику­лы, берут край и отрывают ее от мышечного слоя. Рассматривают снятый слой кутикулы и оставшийся слой мышц.

Тупоконечными ножницами вдоль разрезают пищевод, зоб и железистый желудок; рассматривают слизистую оболочку, слепые отростки и зарисовыва­ют их.