Методические рекомендации
План практического занятия
План семинарского занятия
Тема 1.3. Государство и право Древнего Рима
Цель занятия: сформировать представление об особенностях становления и развития государства и права в Древнем Риме.
Семинарское занятие – 2 часа (очная форма обучения)
1. Формирование Древнеримского государства. Реформа Сервия Туллия.
2. Общественный и государственный строй Древнеримской республики.
3. Общественный и государственный строй Римской империи.
4. Общая характеристика права Древнего Рима.
Практическое занятие – 2 часа (очная форма обучения)
1. Обсуждение видеофильма по теме: «Государство и право Древнего Рима».
2. Групповая дискуссия на тему «Значение римского права и государства для общемирового наследия».
3. Решение конкретных ситуаций, предложенных преподавателем.
При подготовке к занятию необходимо:
– определить причины и особенности возникновения государства в Риме, правовой статус патриций и плебеев;
– проанализировать причины и последствия реформ Сервия Туллия;
– уделить внимание органам государственной власти в Риме в период республики: народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные народные собрания), сенат, магистратуры (ординарные, экстраординарные магистратуры; консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны, диктатор);
– уметь определять причины и последствия расцвета и упадка республиканской формы правления;
– определить общественный строй Древнего Рима;
– раскрыть содержание военных диктатур в Риме;
– идентифицировать цезаризм и режим личной власти;
– определить причины и последствия установления монархической формы правления: принципат и доминат;
– уметь определять правовой статус принцепса, легатов, консисториума;
– изучить реформы Диоклетиана и Константина;
– раскрыть роль армии в государственном механизме;
– определить причины и последствия кризиса и раскола Римской империи;
– определить основные этапы развития римского права;
– дать характеристику Законам XII таблиц, раскрыть их светский характер и основное содержание (вещное право, манципация, сервитуты, договоры (контракты), стипуляция, деликты, брачно-семейные отношения, преступления и наказания, легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс);
– рассмотреть источники права в классический период (эдикты преторов, право народов, сенатус-консульты, императорские законы (конституции);
– определить роль римских юристов в развитии права;
– дать характеристику Институциям Гая и источникам права постклассического периода – Своду законов и кодификации Юстиниана, Дигестам.