Информация как процесс перехода от индустриального общества к информационному

Определение и основные характеристики информационного общества

 

По современным воззрениям, информационное общество — это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической — новой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

· информационная экономика;

· высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

· высокая информационная культура;

· свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Информационному обществу присущи:

· единое информационное пространство;

· доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникации;

· ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;

· возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;

· фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

· высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;

· высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

 

Информатизация должна способствовать развитию города, региона, страны.

Обычно начальная фаза перехода к информационному обществу характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.

Следующая фаза отличается созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникационных сетей. Сложность работы и затраты на второй стадии информатизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участников процесса.

К основным стратегическим целям информатизации любого региона можно отнести:

· обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;

· формирование информационных потребностей населения и обеспечение каждому жителю региона возможности фактического удовлетворения этих потребностей;

· формирование информационной культуры населения;

· превращение информационных ресурсов региона в стратегический ресурс устойчивого и поступательного развития, направленного на достижение главной цели развития региона — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;

· обеспечение информационной безопасности региона и каждого его жителя.

К стратегическим направлениям перехода к информационному обществу относятся:

· формирование единого информационного пространства региона и интеграция его в информационное пространство России и единое мировое информационное пространство;

· подготовка населения региона к формированию информационного общества и к жизни в этом обществе;

· создание правовых основ перехода к информационному обществу и обеспечение условий их практического применения;

· создание информационной экономики региона;

· осуществление свободного доступа к информации каждому жителю региона при обеспечении информационной безопасности личности, общественных групп и всего населения региона в целом;

· научное сопровождение формирования информационного общества;

· участие в межрегиональном и международном сотрудничестве н разделении труда при формировании информационного общества города, регионов, стран и мира.

Для этого необходимо решить следующие стратегические задачи:

· создание и развитие информационной инфраструктуры региона и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры;

· перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда региона, формирование его информационных ресурсов;

· создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информационных услуг);

· широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий;

· ориентация воспитания и образования на формирование информационных культуры и потребностей, соответствующих информационному обществу;

· создание рынка информации и знаний как факторов производства и превращение информационных ресурсов региона в основные ресурсы социально-экономического развития за счет расширения доступа к ним;

· становление и в последующем доминирование в экономике города новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

· обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации;

· обеспечение привлекательности информационных ресурсов не только для жителей данного региона, но и для других регионов России и стран мира;

· формирование соответствующих банков и баз данных;

· удовлетворение «первоначальных» потребностей в информационной технике;

· формирование индустрии программных средств;

· разработка и начало формирования информационной инфраструктуры, рынка информационных продуктов и услуг.