ГОСУДАРСТВА

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО

 

Праславянская общностьв период с сер. I тыс. до н.э.–I тыс. н.э.распалась на три группы славян.К южным относятся современные болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы; западным – поляки, чехи, словаки; восточным– русские, украинцы, белорусы. Три народа из восточных славян выделились к XVI в.

 

Восточнославянскиеплеменные союзы VIII–IX вв. – кривичи, радимичи, северяне, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, словене, полочане, волыняне.

Соседи восточных славян: чудь, меря, мурома, марийцы, веси, хазары, авары, печенеги, южные и западные славяне.

Основные занятиявосточных славян– пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, зернобобовые и волокнистые культуры), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), ремесло (кузнечное, железоделательное, ювелирное, гончарное, прядение, ткачество, выделка мехов и кожи), охота, рыболовство, бортничество, обмен и внешняя торговля. Жито – название зерновых культур. Бортничество – сбор меда диких пчел. Основные системы земледелия – перелог и подсечно-огневая системы, которые постепенно вытесняются двухпольной (поле делилось на две части: яровые засевались весной, озимые – осенью) и трехпольной (поле делилось на три части: яровые, озимые и пар – часть поля, которая не засевалась) системами с паровым клином. Основные орудия труда земледельцев – рало, деревянный плуг с железным лемехом. Торговый путь «из варяг в греки» связывал Скандинавию с Константинополем (IX–Х вв.).

Общественно-политическое устройствовосточных славян – вече (народное собрание), племенное военное ополчение из свободных общинников, старейшины, князья, княжеская дружина, волхвы (жрецы).

Вервь (мир) – соседская община у восточных славян, объединяла живших на одной территории.

Славянские языческие боги:Перун – бог грома, молнии, войны, покровитель княжеской дружины, Дажьбог (Хорс) – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Мокошь – богиня земли и плодородия, Семаргл (крылатый пес) – покровитель посевов, Велес – покровитель скотоводства.

Факторы (предпосылки) возникновения государства:

· социально-экономические – демографический рост, развитие земледелия и обмена, появление частной собственности; возникает имущественное неравенство между членами общества, начинается процесс социальной дифференциации общества (различие в положении людей в обществе);

· внутриполитические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения привели к возвышению князя и дружины, складыванию межплеменных союзов, которые приобрели форму племенных княжений, в IX в. существовали два крупных территориально-политических образования – на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода);

· внешнеполитические – необходимость противостояния агрессивным соседям, особенно Хазарскому каганату; стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом.

Норманнская теория (варяжская)теорияо создании государства у восточных славян, разработанная на основе анализа летописи «Повесть временных лет» немецкими учеными Г.Ф.Миллером, А.Л. Шлецером, Г.З. Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. Они приписывали создание государства варягам. С критикой этой теории выступил М.В. Ломоносов (антинорманист).

Древнерусские князья и их политика

· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879г., оставив малолетнего сына Игоря.

· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира, объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911г.

· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944гг. – новые походы на Византию, 944г. – новый русско-византийский договор. 945г. древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957г. посетила Константинополь и приняла крещение.

· Святослав (962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. заключил с ней мир.

· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988г. крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия.

Причины принятия христианства:

1) необходимость укрепления государства и его территориального единства;

2) необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

3) нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Причины выбора христианства в его православном варианте:

1) прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X в. Византией, наследницей великого Рима;

2) международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);

3) терпимость православия к местным традициям.

Последствия принятия христианства (православия) на Руси:

1) правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

2) идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

3) Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

4) расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

5) православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г.) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре. В 1051г. впервые киевским митрополитом(главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион. Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Краткая редакция Русской Правды, помимо Правды Ярослава, включала Правду Ярославичей, созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.

· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113г. принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113г.), вошедший в состав Пространной редакцииРусской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев.