Испания

Италия

В Италию готика проникла сравнительно поздно – в XIII в. и не стала господствующим стилем. Италия, уже вступившая в новую культурно-историческую эпоху – ренессансную, не могла прямо заимствовать французский опыт, сформированный в иной социокультурной системе. Элементы готики были творчески переосмыслены и соединены с традициями итальянского зодчества. Поэтому итальянская архитектура второй половины XIII и XIV вв. характеризуются распространением готики и одновременно зарождением некоторых принципов, предваряющих архитектуру Возрождения. Итальянская готика отличается тем, что редко использует систему готической конструкции, а ограничивается применением элементов готического стиля: стрельчатых арок, роз, вимпергов, пинаклей и т.п.

Города Италии украсились прекрасными церквами, великолепными дворцами – палаццо, открытыми галереями – лоджиями с аркадами и капителями и живописными фонтанами. Во всем этом можно распознать элементы готического стиля. Примером итальянской готики служит собор XIV в. в Сиене. С одной стороны, в нем демонстрируется заимствование готической конструкции и отдельных декоративных элементов готического стиля – те самые розы, вимперги, пинакли, башенки-фиалы, стрельчатые арки. С другой – показаны и полукруглые арки, и подчеркнутые горизонтали. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение мощных куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта.

Уникальным для Италии считается, рассчитанный на 40 тыс. молящихся, Миланский собор (1386 -XIX вв.), – самый большой из всех готических соборов. Это ажурное беломраморное здание с контрфорсами и целым лесом вздымающихся над ним фиал. На его формах сказалась близость Франции и Германии. В результате получилась некоторая компилятивность с преобладанием северных влияний. Собор отличается также непомерной пышностью, особенно в скульптуре.

Собор не стал образцом для Италии, архитектура полуострова развивалась особым путем. Итальянское искусство – преимущественно светское. Для итальянцев остались чуждыми многие готические элементы. Каркасная система, при которой исчезала стена, была им не по душе, и стена в итальянских сооружениях всегда сохранялась. Итальянских зодчих увлекала не вертикаль, а размеренность и гармония, даже если они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность.

Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец Дожей (XIV-XVI вв.) и Дворец Ка Д`Оро (1/2 XV в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Примечательно, что во Дворце Дожей обычные архитектурные принципы нарушены. Массивная стена покоится на чудесных легких и стройных готических галереях, - аркадах и лоджиях. Вообще же, считается, что в Италии готический стиль, не родившись, вытеснялся ренессансными веяниями.

Готическая архитектура Испании существенно отличается от сооружений Франции, Германии, Англии. Прежде всего, в архитектуре Испании каркас не всегда торжествует над стеной. И самое главное, в испанской готике произошло немыслимое, казалось бы (из-за постоянной вражды) сочетание утонченной мусульманской художественной системы с европейской готической системой.

Самобытны церкви Каталонии, в которых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод и имеют огромную ширину нефа, как, например, в соборе в Жероне, 1325— 1607 ширина нефа 24 м. В Каталонии был создан и лучший образец гражданской готической архитектуры Испании - биржа в Пальме (1426—1451), с восьми-гранными угловыми башнями, служившая прообразом для многочисленных построек. Обширные позднеготические соборы в Севилье, Саламанке (1513—1733) и Сеговии (1522—1626) сдержанны по декор, убранству. Грандиозный пятинефный Севильский собор, воздвигнутый в начале XVI в. на месте арабской мечети, с колокольней, перестроенной из минарета, сам очень напоминает мечеть.

Своеобразно внутреннее пространство испанских церквей. Храм делится на две половины, захватывая и неф, высокой стеной – ретабло, богато украшенной скульптурой и живописью. Таким образом, священнослужителям отводится помещение не меньше, чем молящимся.

Таким образом, в Испании мы видим при взаимной национальной и религиозной вражде плодотворное переплетение культур. Мусульманские мастера приглашаются для строительства христианских церквей, не говоря уже о замках феодалов.

Готическая скульптура.

Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Она развивалась в теснейшей связи с архитектурой, и это позволяет говорить о синтезе искусств в период готики – синтезе архитектуры, скульптуры и монументальной живописи в форме витража.

Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: Во-первых, на смену господствующему в художественной концепции абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет. Во-вторых, основным видом готической скульптуры является круглая пластика. Конечно, готика знает и рельеф, постоянно к нему обращается, однако преимущественно развивается круглая пластика.

Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, аркбутаны, контрфорсы. Бесчисленные мелкие фигуры и сцены размещаются на косяках дверей, цоколях, постаментах, кронштейнах. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов – так например - гаргуйли. Скульптура покрывает и капители, однако на смену распространенным в романских храмах фигурным сценам приходят растительные мотивы. Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора.

Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Число скульптур в таких соборах достигало двух тысяч. Украшались как внешние стены храма, так и внутренние.

В готических соборах очень много изображений в виде барельефов, сценок из народной жизни, потешных представлений, нередко прямая сатира на монахов и церковников.

Изображения включали в себя не только религиозные сюжеты и священные персонажи, но также и реальный мир, и отвлеченные понятия (время, сельскохозяйственные работы, аллегории, например, семь свободных искусств.). Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников и крестьян отражают иерархическую структуру феодального общества.

Фигуры готической скульптуры вытянуты, изломаны, на лицах отражается огромное напряжение духовных сил. Для художников готического стиля характерно отвращение к цветущей и ухоженной плоти, так как они отражали прежде всего жизнь – тяжелую, драматическую, полную лишений и бедствий. Художники стремились показать высшую, духовную красоту, которая озаряла истощенные тела и изнуренные лица. Однако к концу XIII в. в изображениях людей появляются и черты портретного сходства. Не стремясь к идеально прекрасному, готические ваятели показали своих современников такими, какими они были в действительности, без поправок и обобщений. Наряду с беспощадным, чрезмерным натурализмом изображения страданий проявлялось и другое стремление: в тесном тревожном мире утвердить человеческое достоинство, прославить душевное благородство, высокое назначение человеческого рода.