Методические рекомендации

Темы рефератов

1. Примерные уставы сельскохозяйственной артели 1930 и 1935 гг.: закрепление итогов коллективизации.

2. Партийно-политическая борьба в СССР в 1930-е гг.

3. Реформирование тюремных учреждений СССР. Создание ГУЛАГа.

 

 

Практическое занятие – 2 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура органов власти и управления СССР по Конституции СССР 1936 г.»;

- «Источники советского права в 1930-е гг.»;

2. Основываясь на памятниках права, соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

3. Составьте кроссворд по теме «Конституции СССР 1936 г.», используя 20 ключевых слов.

4. Деловая игра на тему «Права и обязанности гражданина по Конституции СССР 1936 г.: мифы и реальность».

 

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, вспомнить характеристику изменений общественного строя и социальной структуре советского общества и каким образом происходил отказ от принципов нэпа. Усвоить предпосылки становления тоталитаризма. В связи с этим необходимо еще раз уяснить следующие изменения государственно-политического строя: складывание однопартийной системы, подчинение государственного аппарата партийному, переход к партийной диктатуре; абсолютизация отраслевого принципа управления и рост числа наркоматов; административные методы хозяйственного управления; развитие правоохранительных органов и реорганизация ОГПУ-НКВД, образование Особого совещания при НКВД СССР, чрезвычайных «троек», ГУЛАГа. Необходимо рассмотреть причины и показать механизм необоснованных репрессий в 1930-е гг. Все это поможет при подготовке к деловой игре.

Также необходимо вспомнить подробную характеристику основных положений Конституции СССР 1936 г. Следует уяснить структуру Конституции, политическую и экономическую основу СССР. Работая над текстом Конституции, попробуйте проследить, как реальная действительность соотносилась с официально провозглашенной «победой социализма в отдельно взятой стране», закрепленной в тексте Конституции СССР 1936 г. Вспомните, как под партийно-идеологический контроль попадали не только экономика, но и культура, искусство и даже личная жизнь граждан.

При подготовке к деловой игре вам особенно необходимо понять, почему в тексте Конституции 1936 года появляется специальная глава «О правах и обязанностях гражданина».Уясните при подготовке, насколько детально были разработаны главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. Было ли возможно на практике существенное ограничение прав и свобод граждан? Можно ли сказать, что нормы Конституции СССР 1936 г. закрепляющие основы юридического статуса личности, носили чисто декларативный характер?

Также необходимо вспомнить вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов власти СССР, союзных и автономных республик, местных Советов по Конституции СССР. Следует отметить, что в Конституции 1936 г. эти вопросы были значительно более детально разработаны, чем в Конституции 1924 г. Это в целом поможет вам при подготовке к заданию, связанного с составлением кроссворда.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38]

 

Тема 15. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

Цель занятия: сформировать представление об изменениях в работе советского государственного аппарата и усвоить основные изменения в основных отраслях советского права в годы Великой Отечественной войны.

Семинарское занятие – 2 часа