Методические рекомендации

План

1. Гражданская война, ее причины и основные этапы.

2. Развитие государственного аппарата в годы войны и иностранной интервенции. Чрезвычайные органы государственной власти.

3. Развитие советского законодательства в период гражданской войны и иностранной интервенции.

4. Альтернативные государственные образования на территории России в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

При ответе на первый вопрос семинарского занятия следует дать определение «гражданской войны», раскрыть предпосылки и причины этого явления в России, раскрыть основные этапы гражданской войны и перечислить причины победы большевиков в гражданской войне. Следует учесть, что успеху большевиков способствовала напряженная социально-эконо­мическая обстановка в стране: уставших от войны, разрухи и голода людей привлекала радикальная программа РКП(б).

При рассмотрении второго вопроса следует иметь ввиду, что кадровая политика в период гражданской войны и «военного коммунизма» сводилась к назначению на ключевые посты только членов РКП(б), наделенных чрезвычайными полномочиями и вытеснению всех инакомыслящих из сферы власти и управления. Постепенно РКП(б) из политической партии превращается в государственно-управлен­ческую структуру.

Следует подробно остановиться на тех изменениях, которые произошли в деятельности конституционных органов власти и управления в годы гражданской войны, затем следует рассмотреть процесс формирования чрезвычайных органов власти и управления, перечислив их компетенцию: Совет Рабоче-крестьянской обороны, Революционный военный совет, революционные комитеты, комитеты бедноты.

При ответе на третий вопрос следует учесть, что крайнее обострение классовой борьбы в годы гражданской войны внесло важные коррективы в правовое регулирование общественных отношений. Важнейшим условием успешного ре­шения этой задачи являлось дальнейшее укрепление дисциплины во всех областях государственного управления и хозяйства страны. Советское право призвано было способствовать укреплению дисциплины в государстве.

В это время сужалась сфера применения норм гражданского права, особенно в области договорных отношений. Все большую роль играл принцип натурального распределения продуктов и предметов широкого потребления, развивались нормы административного права, хозяйствен­ные отношения строились на началах принудительного регулирования из центра.

Централизация власти и государственного управления повлияла на характер законодательства. Нормотворческая деятельность местных Советов все больше сужалась, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется преимущественно законодательными актами, а также приказами и инструкциями центральных ведомств (наркоматы, главки).

Важнейшими законодательными актами РСФСР, принятыми осенью и зимой 1918 г., были кодексы, разработка которых велась, несмотря на военную обстановку.

Следует подробно остановиться на тех изменениях, которые произошли в гражданском, брачно-семейном, трудовом, земельном и уголовном праве в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции и которые нашли отражение в соответствующих кодексах, принятых в это время.

При рассмотрении четвертого вопроса следует иметь в виду, что поскольку мы говорим об истории государства и права России, нельзя не упомянуть и о попытках создания государственности на территории, оказавшейся за пределами Советской Республики. В этом смысле с точки зрения обобщения опыта представляет интерес вопрос о государстве и праве Дальневосточной Республики (1920–1922 гг.). Опыт ДВР уникален с точки зрения взаимоотношения различных партий, создавших коалиционное правительство на подвластной территории. Необходимо более подробно остановиться на государственно-правовой характеристике ДВР.

Кроме того, в годы гражданской войны на территории России возникло бо­лее 20 различных правительств. Их деятельность нерав­ноценна не только по размаху и времени существования, но и по оставшимся документам. Одна из крупных попыток организации «альтернатив­ной» власти была предпринята на территории, занятой Добровольческой армией генерала Деникина, ох­ватывавшей осенью 1919 г. 16 губерний и областей с на­селением свыше 40 млн. человек. Следует подробно рассмотреть вопросы, связанные с организацией власти и управления на территории, занятой Добровольческой армией генерала А.И. Деникина. В заключении ответа на четвертый вопрос семинарского занятия подумайте, почему все эти «альтернативные» власти оказались нежизненными.