ГЛОССАРИЙ 9 страница
Феодализм 
— от лат — феод — земельное владение — ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству). В имениях феодалов работали крепостные крестьяне — неполная собственность феодалов. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. В России феодализм стал развиваться с IX—X вв. и длился до XIX в.
Феодальная раздробленность 
— процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси — с XII по XV вв. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого 
(1019—1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом 
, Святославом 
и Всеволодом 
. Владимиру Мономаху 
(1113—1125 гг.) удалось удержать единство русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. их было 15, а в XIV в. — 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси 
до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси 
объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.
Формационный подход 
— от лат. «формация» — образование, вид — согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества — первобытнообщинного строя 
через классовые — рабовладение
, феодализм
, капитализм 
— к новому бесклассовому — коммунизму 
. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется, в основном, путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.
Формационный уровень 
— одна из двух составляющих концепции исторического развития К. Маркса 
, согласно которой существуют три большие общественные формации — архаическая, экономическая, коммунистическая, смена которых идет через социальные революции.
Хазары 
— полукочевой тюркоязычный народ, входивший в VI в. в состав Тюркского каганата. После падения последнего в VII в. на территории Дагестана образовалсяХазарский каганат 
, подчинивший себе часть кочевавших в Приазовье болгарских орд. Основную массу каганата составляли болгары и аланы, а, собственно, хазары были меньшинством. В начале X в. на территорию Каганата вторгаются печенеги, а в 965 г. киевский князь Святослав Игоревич 
завершил разгром Хазарского каганата.
Харизма 
— от греч. charisma — милость, подарок, «божий дар» — исключительная одаренность, умение вести за собой.
Холодная война 
— состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг. Получило название «холодная война», поскольку в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов) осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
Холоп 
— в России в X—XVIII вв. — население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.
Хорваты 
— восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль 
на реке Сан (река в Польше 
, правый приток Вислы 
). Одно из восточнославянских племен, проживавших в Восточной Галиции 
(западная Украина) называлось белые хорваты 
, а племена, проживающие в Моравии 
и Словакии 
— черные хорваты 
.
Христианство 
— одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина), и получило распространение среди рабов и бедноты.
Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Христианство и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин 
(285—337 гг.) своим эдиктом
324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.
Целовальники 
— в Московском государстве — выборные должностные лица, исполнявшие финансовые и судебные обязанности, присяжные, т.е. целовавшие (откуда и название) крест и Евангелие на том, что будут судить и рядить по правде и закону. Впервые упоминаются в Судебнике 1497 г.
Централизованное государство 
— государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия — абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III 
создано единое русское государство с центром в г. Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых 
и завершилось формированием абсолютизма при Петре I 
в начале XVIII в.
Церковные крестьяне (экономические, монастырские) 
— категория феодально-зависимых крестьян в России XI—XVII вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Церковные крестьяне в XV—XVII вв. владели патриаршая (с 1589 г.), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у которых в XVI—XVII вв. было не менее 1/3 всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значительными собственниками церковных крестьян в XV—XVII вв. были главные храмы Москвы, Владимира и некоторых других городов. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII в. известны так называемые церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В северных районах в XVI—XVII вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались половники 
(крестьяне-издольщики). В результате секуляризации 1764 г. Церковные крестьяне вошли в состав экономических крестьян.
Цивилизационный подход к изучению истории (теория «локальных цивилизаций») 
— один из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода: 1) понятие «цивилизация» 
совпадает с индустриальной стадией развития; 2) вместо понятия «цивилизация» вводится понятие «культурно-исторический тип» 
; 3) понятие «цивилизация» является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби 
. По его мнению, история человечества — это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти «ответ» на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются:
Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.
Челядь 
— наименование зависимого населения в древней Руси. Первоначально употреблялось для обозначения патриархального рабства. К середине XI в. эту категорию зависимых людей стали называть холопами. В XVIII—XIX вв. термин «челядь» обозначал дворовых людей помещика.
Черемисы 
— одна из ветвей угро-финских народов (предки современных марийцев), с глубокой древности населявших по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки 
, Ветлуги 
, нижнему течению Суры 
. В 1546 г. добровольно присоединились к Московскому государству.
Черкесы 
— общее наименование адыгов, появившееся в русских письменных источниках в XIII в.
Черносошные крестьяне 
— категория тяглых людей в России 
в XVI—XVII вв. Черносошные крестьяне несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. Жили преимущественно на окраинах страны, на «черной», т.е. невладельческой земле. В XVIII в. вошли в состав государственных крестьян.
Черные клобуки 
— от тюрк. каракалпаки — «черные шапки», которые они носили круглый год — наименование тюркского объединения племен, сложившегося около середины XII в. в лесостепной зоне Руси 
(в основном на реке Рось 
) из осевших там остатков торков, печенегов, берендеев и др. Являясь вассалами Руси, обязаны были охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей.
Черный бор 
— чрезвычайный налог, чаще всего собиравшийся великим князем владимирским и московским в Новгородской земле в связи с необходимостью платить увеличенный «выход» в Золотую Орду. Брался с сохи и промыслов.
Чети (четверти, четвертные приказы) 
— центральные государственные учреждения в России 
в XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям.
Чингисхан (Темучин) (ок. 1155—1227 гг.) 
— основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 г., организатор завоевательных походов против народов Азии 
и Восточной Европы 
. Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.
Чуваши 
— древний народ, издревле проживавший на Средней Волге 
. В антропологическом типе чувашей сочетаются европеидные и монголоидные черты. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские булгары. Чувашская народность в основном сформировалась в XV в. До второй половины XVI в. в Чувашии 
были распространены племенные культы. После присоединения Чувашии в 1551 г. к Московскому государству ее население подверглось массовой христианизации.
Чудь 
— название в русских летописях эстов и родственных им угро-финских племен (чудь белоглазая, заволочская чудь), живших во владениях Новгорода Великого 
, к востоку от Онежского озера 
по рекам Онега 
и Северная Двина 
.
Шляхта 
— от польск. szlachta — род, происхождение, порода, вид) — с XV в. привившееся на Руси польское наименование дворянства.
Шоковая терапия 
— стержень экономической реформы 1992—1993 гг. Программа «шоковой терапии» была разработана американским экономистом Дж. Саксом 
и дополнена группой российских экономистов-рыночников во главе с Е.Т. Гайдаром 
. Предусматривалось введение с января 1992 г. свободных цен, включение механизмов конкуренции, либерализация торговли, приватизация жилья и госпредприятий.
Экзогамия 
— запрет брать невесту в своем роду.
Экономические крестьяне 
— категория феодально-зависимых от государства крестьян в России 
второй половины XVIII в.; бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 г. в результате секуляризации церковных земель под управление коллегии экономии. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 г. с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.
Экспроприация 
— от лат. — лишение собственности — лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного класса другим, а внутри класса — одного его слоя другим. Пример экспроприации внутри класса в силу законодательного акта — секуляризация церковных имений.
Сразу после революции 1917 г. правительством большевиков была объявлена отмена частной собственности на средства производства и начата экспроприация частной собственности на контролируемых ими территориях.
В 30-е и 40-е гг. XX в. экспроприация частной собственности проходила на всех территориях, которые по тем или иным причинам занимала Красная Армия: в Молдавии 
, на Западной Украине 
, в Эстонии 
, Латвии 
, Литве 
, Польше 
, Венгрии 
, Румынии 
, Болгарии 
, Германии (ГДР) 
и других странах.
Экстенсификация 
(экстенсивный путь развития) — получение результатов при игнорировании затрат, результаты любой ценой.
Эндогамия 
— запрет брать невесту в чужом роду.
Эсеры 
— официально Партия социалистов-революционеров (ПСР) 
— партия социалистического направления, провозглашавшая своей целью построение в России эсеровского, народнического социализма. Возникла в начале XX в. Считала себя последовательницей народничества, партией всего «трудового народа». Лидерами партии были Г.А. Гершуни 
, А.Р. Гоц 
, В.М. Чернов 
, Б.В. Савинков 
и др.
Эстляндия 
— историческое название северной Эстонии 
. С XIII в. находилась под властью Дании 
, Ливонского ордена, со второй половины XVI в. — Швеции 
. После начала Северной войны (1700—1721 гг.) — Ревельская, в 1783—1917 г. — Эстляндская губерния России.