Архитектура

Наука

Российская наука в начале XX в. продолжала развиваться быстро и плодотворно, продолжая подъем, начавшийся в конце XIX в.

Революция оказала влияние на общественно-политические науки:

В.И. Ленин написал серию экономических, политических и философских работ;

Г.В. Плеханов написал ряд философских работ, освещая проблемы российского общества;

В.М. Чернов защищал в своих работах теорию революционности трудового народа;

М.И. Туган-Барановский опубликовал ряд работ в области обществоведения и экономики, видную роль в обществоведении и социологии того времени играл М.М. Ковалевский;

– в то же время философию материализма не принимали философы-идеалисты Н.А. Бердяев, С.М. Булгаков, С.Л. Франк;

– видными историками того времени были: В.О. Ключевский, Е.В. Тарле, Б.Д. Греков, А.А. Шахматов.

Развитие капитализма способствовало развитию естественных и точных наук:

– К.Э. Циолковский (преподаватель физики и математики в калужской гимназии) создает теорию ракетного движения;

Н.Е. Жуковский построил аэродинамическую трубу и создал первый аэродинамический институт;

– В.И. Вернадский выдвинул идею о ноосфере (сегодняшняя экология);

А.Е. Ферсман – геолог-минералог, один из основоположников геохимии;

Н.Д. Зелинский – один из основоположников органического катализа и нефтехимии, создатель угольного противогаза;

И.И. Мечников – один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточныхорганизмов, его вклад в биологию отмечен Нобелевской премией;

И.П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, его вклад в изучение физиологии человека и животных отмечен Нобелевской премией.

Положительным фактором в развитии русской науки являлся ее свободный обмен с представителями мировой науки.

Литература

Занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX в.

– Л.Н. Толстой продолжал интенсивно работать в области публицистики и нравственно-моралистических жанрах ("Воскресение", "Живой труп", "Не могу молчать!");

А.П. Чехов – особое место в его творчестве занял театр, написал много водевилей, пьес ("Три сестры", "Вишневый сад");

Максим Горький (А.М. Пешков) – в его произведениях особое внимание уделяется простым, обездоленным и угнетенным людям ("Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Мать");

В.Г. Короленко – в его произведениях ощущается увлечение народничеством ("История моего современника");

Л.Н. Андреев пользовался большой популярностью у интеллигенции и молодежи, развивал традиции Ф.М. Достоевского;

Д.С. Мережковский стал основоположником символизма в русской литературе.

Этот период не случайно называют "серебряным веком" русской литературы. В начале XX века творили видные литераторы: В.Я. Шишков, А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, И.А. Бунин, А. Белый (Б.Н. Бугаев), М.М. Пришвин, В.В. Маяковский, А.А. Блок, А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, К.Д. Бальмонти другие.

В архитектуре начала XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.

В стиле модерн внешний вид здания подчинен требованиям интерьера (внутреннего убранства), успешно используются и демонстрируются свойства новых строительных материалов – стекла, бетона, железа, кафеля. Крупнейшими архитекторами, работавшими в стиле модерн, были Ф.О. Шехтель (особняк Рябушинского в Москве) и В.Ф. Валькот (гостиница Метрополь).

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества: в Москве творили архитектор А.В. Щусев (Казанский вокзал и Марфо-Мариинская обитель), архитектор Шехтель(Ярославский вокзал и здание Художественного театра).

В строительстве особняков и зданий общественного назначения нередко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы архитектуры прошлого века. В этом стиле работали в Москве архитекторы И.И. Рерберг (здание Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала, почтамта) иИ.В. Жолтовский (здание Госбанка).