Военная реформа
Наука и образование
– экономическое развитое, военное дело стимулировали накопление и распространение научных знаний;
– вклад России в географические открытия на севере и северо-востоке Азии (открыватели И. Ребров, И. Перфильев, С.И. Дежнев, В.В. Атласов, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабаров);
– большой вклад в изучении Сибири принадлежит историку Семену Ремезову;
– достоянием России стали научные знания европейских ученых благодаря переводам на русский язык;
– в 1621 г. был издан "Устав ратных, пушечных и других дел" (А. Михайлов);
– был издан первое учебно-историческое произведение "Синопсис" в 1674 г.;
– увеличивается число библиотек;
– открываются правительственные и частные школы, а также школы при монастырях;
– в 1685 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия – первое высшее заведение;
Итог: распространение грамотности в среде городского посада привело к появлению прослойки образованных людей.
13. Предпосылки петровских преобразований:
– тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";
– оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649–1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих уложение);
– активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;
– реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;
– реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
– переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
– размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;
– появление национально-консервативного и западнического течений.
Эпоха Петра I стала временем кардинальных преобразований в социально-экономической, военной, административно-политической и культурной сферах. Целью этих перемен было обретение Россией статуса одной из ведущих мировых держав. Многие реформы проводились в большой спешке, без заранее продуманного плана, были обусловлены необходимостью изыскать ресурсы для победы в Северной войне, цена преобразований не учитывалась.
– создание регулярной армии и флота;
– переход к рекрутским наборам (с 1705 г. стали ежегодными);
– содержание войск за счет государства, выплата жалования за службу;
– Преображенский и Семеновский гвардейские полки – своеобразные офицерские школы, единая система обучения в армии и на флоте, военные учебные заведения (школы для низшего унтер-офицерского состава, школа гардемаринов, навигацкая, артиллерийская и инженерная школы, Морская академия), для овладения военным и морским делом дворян отправляли учиться за границу;
– превращение артиллерии в самостоятельный род войск, создание инженерных войск (в составе артиллерии);
- впервые в мире введена в практику легкая кавалерия – крупные кавалерийские соединения, усиленные артиллерией – кавалерийские корпуса и отдельная конная армия (А.Д. Меншиков);
- превращение штыка в средство контратаки;
– введение единой иерархии чинов и званий;
– Устав воинский (1716 г.) и Устав морской (1720 г.) – законодательное закрепление принципов организации вооруженных сил.
В результате были созданы мощные боеспособные армия и флот по европейским образцам, которые оказались в состоянии одержать победу в Северной войне.