Формирование валашской и молдавской средневековых народностей.

Внешняя политика во второй половине XV в.

Возникновение раннефеодального государства. Иштван I.

Возникновение раннефеодального государства. Иштван I.Основателем венгерского государства по традиции считается Иштван I Святой (ок. 974-1038), прямой потомок Арпада. Подавив сопротивление племенной знати и уничтожив соперничавших с ним в борьбе за верховную власть родственников, Иштван сумел объединить в единое государство все племенные территории. В 1000 г.

Внешняя политика во второй половине XV в.Основные усилия Матяш сосредоточил на укреплении венгерско-чешско-австрийского единства. Конечную цель он видел в создании Дунайской монархии. Чешские войны Матяша (1468—1478), в которых против него выступали Чехия, Польша и Австрийское герцогство, закончились компромиссом. Он разделил титул чешского короля с Владиславом Ягеллоном (будущим венгерским королем Уласло II), которому досталась Чехия. Матяш же получил Моравию, Силезию и Лужицы. В течение почти всего своего царствования Матяш воевал против Фридриха III Габсбурга, претендовавшего на венгерский престол в качестве родственника Ласло V. В 1463 г. Фридрих III вынудил Матяша Корвина признать свое право на наследование венгерского престола в случае отсутствия у Матяша сына. Со временем Матяш стал вести войну против Фридриха на австрийской территории. Он овладел большей частью Австрии и в 1485 г. занял Вену, куда перенес из Буды двор. В землях чешской короны и Австрии власть иноземца Матяша не упрочилась и продержалась лишь до смерти венгерского короля. Планы создания Дунайской монархии не осуществились.

Укрепляя свою власть и расширяя пределы королевства, Матяш мечтал утвердить на венгерском престоле свою династию. Своего единственного сына, незаконнорожденного Яноша Корвина, он хотел сделать своим преемником и вынудил Государственное собрание признать свою волю. Однако и этот план не удался. На венгерский трон после смерти Матяша был избран Уласло II Ягеллон (1490-1516).

Глава 17. Валахия и Молдавия до конца XV в.

Формирование валашской и молдавской средневековых народностей.Древними обитателями территории современной Румынии являлись фракийские племена гетов и даков. Их племенные объединения и политические союзы, существовавшие в I в. н. э. распались в результате завоеваний римлян. На землях даков в 106 г. была образована римская провинция Дакия, включавшая территории современной Трансильвании, Баната и Олтении (западной Валахии), С переселением сюда римлян и распространением рабовладельческих отношений местное население постепенно романизировалось, воспринимая латинский язык и письменность, многие элементы римской культуры, религии и быта. Племена, населявшие Мунтению (восточную Валахию) и Молдавию, не подверглись римскому завоеванию и жили в условиях разложения первобытнообщинного строя.

После отхода римлян в конце III в. за Дунай, в Карпато-Дунайских землях в IV—VI вв. происходили передвижения и расселение различных племен — готов, гуннов, гепидов, лангобардов, болгар. Местное земледельческое население продолжало обитать в долинных областях Подунавья, а скотоводы — в предгорьях Карпат.

С начала VI в. на левобережье Дуная расселялись славяне. Археологические материалы свидетельствуют о проживании их в Карпато-Дунайских землях вместе с местным романизированным населением. В условиях постоянных контактов, тесных экономических и культурных связей между ними, к X в. сформировалась восточнороманская этническая общность, которая в латинских и греческих источниках называется «влахами», в славянских — «волохами».

Уже около двух столетий ученые ведут споры о происхождении влахов — предков румын, молдаван. Современное состояние источников и уровень исследования проблемы позволяет утверждать, что этнической основой их формирования было романизированное гето-дакийское население, длительное обитание которого вместе со славянами по обоим берегам Дуная привело к появлению в X в. влахов. Влахи стали этнически господствующими к северу от

тура. Среди авторов дошедших до нас ранних оригинальных церковных произведений XV — начала XVI в. монах Путнянского монастыря Евстафий и игумен Нямецкого монастыря Феодосий. Немалая заслуга в создании оригинальной славяно-молдавской литературы принадлежит известному книжнику из Тырново, а впоследствии киевскому митрополиту Григорию Цамблаку, который в начале XV в. был игуменом Нямецкого монастыря и служил проповедником при дворе господаря Александра Доброго. Из-под пера Цамблака вышли несколько проповедей, произнесенных им при господарском дворе, а также жизнеописание почитавшегося в Молдавии святого Иоанна Нового.

Помимо религиозных рукописей, большое место в переводной литературе занимали юридические трактаты. Широкую известность в Молдавском княжестве получил славянский перевод трактата «Синтагмы» Матвея Властаря, в который были включены некоторые положения церковного и гражданского права и который известен в нескольких списках.

Успехи политики централизации при господаре Стефане III Великом обусловили в XV в. более развитое, в отличие от Валахии, официальное господарское летописание. При дворе Стефана была составлена летопись его правления, которая дошла до нас в нескольких списках в составе более поздних летописных сводов. Один из списков, условно называемый молдо-русской летописью, в переработанном и сокращенном виде включен в русскую Воскресенскую летопись.

Развитие культуры в Валахии и Молдавии происходило в условиях постоянных контактов между княжествами, способствовавших культурному обогащению каждого из них. В то же время сказывалось отрицательное воздействие военных столкновений, происходивших в юго-восточном регионе в ходе соперничества европейских стран и особенно участившихся с началом экспансии Османской империи на Балканах.

Глава 18. Византия в XIII—XV вв.