Пятый этап: изучение кадров и определение места поворотного пункта

Четвертый этап: фиксирование заключительной ценности и ее сравнение с начальной

Реакция Ильзы: разрушает его надежду.

Действие Рика: называет ее распутной.

КАДР 11

РИК

Так или иначе,

однажды ты все-таки солжешь Ласло.

ИЛЬЗА

Нет, Рик. Видишь ли, Виктор Ласло мой муж. И был им...

(пауза, холодно) ...

уже тогда, когда я знала тебя в Париже.

Сохраняя самообладание, Ильза с достоинством уходит, оставляя ошеломленного Рика, который неотрывно смотрит ей вслед.

Рик не может вынести боль, причиненную признанием Ильзы. Как и в кульминации предыдущей сцены, он использует для нападения ложное обвинение, предполагающее, что она предаст Пасло, чтобы снова оказаться в его постели. Когда ее во второй раз называют потаскухой, Ильза берет из прошлого самое неприятное для Рика и наносит ему тяжелейший удар. Однако обратите внимание: она не уточняет, что в то время все считали ее мужа мертвым. Взамен она вкладывает в свои прощальные слова ужасный смысл: будучи замужней женщиной, она использовала Рика в Париже, а затем бросила его, когда муж вернулся. Следовательно, она никогда не любила его по-настоящему. Мы знаем из подтекста, что на самом деле все наоборот, однако Рику это неизвестно, и он полностью раздавлен.

Основной сюжет совершает резкий поворот от обнадеживающего позитива к негативу такой глубины, что Рик даже представить себе не мог. Ильза не только ясно дала понять, что больше его не любит, но и намекнула: любви никогда и не было. Ее тайное замужество превращает их парижский роман в обман, а Рика в рогоносца.

1. Приближается к ней/Игнорирует ее

2. Защищает ее/Отвергает его (и араба)

3. Извиняется/Отвергает его

4. Оправдывается/Отвергает его (и араба)

5. Просовывает ногу в дверь/Открывает дверь

6. Опускается на колени/Просит большего

7. Перекладывает вину на нее/Возвращает ему его обвинения

8. Прощается/Отказывается реагировать

9. Называет ее малодушной/Называет его глупцом

10. Делает ей сексуальное предложение/Скрывает свою реакцию

11. Называет ее распутной/Разрушает его надежду

Модель «действие-реакция» формирует быстрое движение кадров. Каждый переход от действия к реакции завершает предыдущий кадр, подвергая любовь героев все большему риску, требуя от них все больше силы воли и способностей, необходимых для того, чтобы совершать причиняющие боль, даже жестокие действия и одновременно сохранять хладнокровие.

Брешь открывается в середине одиннадцатого кадра, когда выясняется, что во время романа с Риком Ильза была замужем за Ласло. Рик очень хотел ее вернуть, но этот поворотный пункт полностью уничтожил его надежду.

«СКВОЗЬ ТЕМНОЕ СТЕКЛО»

Весь диалог персонажей из «Касабланки» (Casablanca) происходит в условиях внешней неподвижности, а действие кульминации сюжета о Карин и ее «Боге» в фильме «Сквозь темное стекло» (Through a Glass Darkly) перемещается с места на место при незначительных временных изменениях, включает четверых персонажей, остается на уровне внутреннего конфликта и передает главное действие физически.