Ключевые слова

Упражнения

1. Припомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы физически чувствовали себя неважно, обращались в связи с этим к врачу, но не получили от него ожидаемой помощи (врач, к которому вы обращались, был хорошим специалистом, хотел вам помочь, но его советы не возымели действия). Речь идет о таких случаях, когда вы чувствовали себя больным человеком, но лекарства не помогали.

2. Были ли у вас случаи психогенных нарушений пищеварения? Если были, то вспомните, что им предшествовало и каким образом вам удавалось с ними справляться.

3. Вспомните последний случай из вашей жизни, когда по неизвестным причинам у вас почему-то менялось настроение. Попробуйте определить причины его изменения.

4. Установите, что вам следовало бы предпринять для повышения своей работоспособности в тех случаях, когда ее снижение обусловлено какими-либо психологическими причинами.

5. Припомните несколько последних случаев из вашей жизни, когда вам плохо спалось. Определите, в чем заключались причины бессонницы.

6. Проанализируйте свои типичные эмоциональные реакции на разные жизненные ситуации. Попробуйте разобраться в них и определить, что в них было нормально и что не вполне нормально.

Практические задания

1. Выберите из своей жизненной практики какой-либо случай, касающийся близких вам людей и определенно связанный с каким-либо явно психогенным заболеванием. Проведите психологическое консультирование соответствующего человека, выяснив причины

его недомогания. Дайте ему рекомендации, каким образом от этого недомогания можно практически избавиться.

2. Проведите психологическое консультирование какого-нибудь человека из-за психогенного нарушения пищеварения. Выясните причины этого нарушения и дайте данному человеку практические рекомендации по решению его проблемы.

3. Проведите психологическое консультирование человека, у которого часто наблюдаются депрессивные состояния.

4. Проконсультируйте кого-либо, кто часто жалуется на снижение работоспособности, не вызванное физическими или физиологическими причинами.

5. Найдите среди своих знакомых клиента, который страдает бессонницей. Проведите его психологическое консультирование по данному поводу.

6. Выберите кого-либо из своих знакомых, у кого наблюдаются аномальные эмоциональные реакции на происходящее с ним и вокруг него. Проведите его полное психологическое консультирование.

Проблема психофизического недомогания клиента. Телесная терапия. Самовнушение. Стрессовая ситуация.

Рефлекторные боли в желудке.

Изменчивость настроения. Теория когнитивного диссонанса. Дискомфорт. Беспричинно беспокойное поведение.

Физиологические функции организма. Психологическая нагрузка. Оптимальная мотивация деятельности.

Бессонница. Мнительность.

Смысл жизни. Оптимизация деятельности. Эмоционально-мотивационная неустойчивость личности.

 

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

 

Контрольные вопросы

1. Каким образом взаимосвязаны проблемы, возникающие в человеческих личных и деловых взаимоотношениях?

2. Каковы типичные жизненные ситуации, в которых могут возникать проблемы деловых взаимоотношений людей?

3. Каким образом устанавливаются нормальные деловые и личные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, если сам руководитель имеет серьезные недостатки в своем характере, но не осознает их?

4. Каким образом решается та же самая проблема, если серьезные недостатки в характере имеются не у руководителя, а у подчиненных?

5. Чем объясняются антипатии, возникающие во взаимоотношениях руководителя и подчиненных?

6. Каким образом практически можно решить проблему точного определения причин антипатии и их устранения?

7. В чем состоят возможные причины не вполне доброжелательного отношения подчиненных к своему руководителю?

8. Как проводится психологическое консультирование в случае не вполне доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными?

9. Что называют неопределенными (неопределившимися) отношениями между руководителем и подчиненными?

10. Каковы основные проблемы регулирования деловых отношений между руководителем и подчиненными, которые можно практически решить в результате психологического консультирования?

11. Что такое оптимальное или рациональное распределение обязанностей между работниками трудового коллектива?

12. Какие факторы необходимо учитывать при решении вопроса об оптимизации распределения обязанностей между людьми в трудовом коллективе?

13. Что называют хорошей координацией взаимодействия людей в их совместной работе? Чем практически обеспечивается такая координация?

14. Что понимается под оптимизацией контроля деятельности подчиненных со стороны руководителя? Как этот контроль практически выполняется?

15. Каковы основные правила оценки работы подчиненных со стороны руководителя, в частности правила эффективного использования поощрений и наказаний?

16. Что называют личными (персональными) делами работников коллектива?

17. Каким образом руководителю психологически правильно решать личные (персональные) дела работников коллектива?

18. Какие рекомендации консультант-психолог может дать руководителю коллектива относительно принятия им оптимальных решений по деловым вопросам?

19. Что желательно знать и учитывать клиенту в связи с обращением с просьбами и реагированием на просьбы?

20. Что представляют собой формы речевого этикета, касающиеся обращения с просьбами иреагирования на просьбы?

21. Как словесно можно выразить человеку благодарность?

22. Как поставить психологический диагноз умения клиента убеждать людей?

23. Как проводить психологическое консультирование, направленное на практическую выработку такого умения?