Продуктово-тематическое планирование

Инновационный план

Планирование является универсальным инструментом менеджера, который применяется на всех фазах инновационного процесса. При этом применяются следующие виды планирования:

• продуктово-тематическое;

• программно-целевое;

• объемно-календарное.

Задачами данного вида планирования являются:

• определение направлений и пропорций в научно-техническом развитии предприятия;

• установление тематики научных исследований и разработок;

• формирование структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции.

Этот вид планирования применяется в начале инновационного цикла, когда имеются результаты маркетинговых исследований рынка, выявлены потребности предполагаемого потребителя, сгенерированы инновационные идеи, определены параметры рынка. Затем процесс продуктово-тематического планирования периодически повторяется, что связано с завершением начатых научных тем и инновационных проектов, изменениями внешней и внутренней среды, появлением новых идей. Таким образом, формируются портфель научных тем и портфель инновационных проектов. При этом составляется тематический план, содержащий перечень НИОКР и инновационных проектов. В плане также отражаются исполнители, сроки исполнения и сметная стоимость выполнения работ.

Количество научных тем и проектов, входящих в соответствующие портфели в конкретный период времени, во многом зависит от их размеров (сметной стоимости) и длительности. При этом количество научно-исследовательских тем в несколько раз больше, чем количество инновационных проектов, поскольку не все темы будут доведены до стадии коммерческой реализации.

Что касается инновационных проектов, то подбор проектов с небольшими размерами и длительностью ведет к увеличению количества проектов и повышению общей вероятности успеха. Но в то же время малые проекты дают и небольшие объемы прибыли. Таким образом, портфель небольших проектов приведет, скорее всего, к равномерному потоку инноваций, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом.

При составлении продуктово-тематических планов используются три системы планирования:

«сверху-вниз» (схема декомпозиции), при которой задания планов последовательно детализируются и доводятся до отдельного исполнителя;

«снизу-вверх» (схема синтеза), при которой инициативные предложения низовых подразделений обобщаются в сводные планы предприятия в целом;

смешанная, при которой целевые установки и ограничения формируются на высшем уровне менеджмента, а способы их достижения определяются низовыми структурами [13-18].