Делийский султанат

Вопросы для обсуждения

1. Основы средневековой индийской цивилизации (сообщения):

а) индийская община;

б) кастовая система;

в) индуизм.

2. Поземельные отношения в султанате.

3. Торговля и ремесло. Налоговая система.

 

Литература

1. Ашрафян, К.З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XII-XIV в.) [Текст] : монография /К.З. Ашрафян; - М. : 1960. – 257 с.

2. Ашрафян, К.З. Средневековый город Индии XIII – середины XVIII века [Текст] : монография /К.З. Ашрафян; - М. : 1983. – 213 с.

3. Бродель, Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3. [Текст] : монография / Ф. Бродель; - М. : 1992. – 570 с. – Библиогр.: с. 498-551.

4. Ванина, Е.Ю. Человек, время, религия (средневековая Индия) [Текст] : /Е.Ю.Ванина; // Вопросы истории. 1995. № 3. – С. 136-144.

5. Васильев, Л. В. История Востока. В 2-х т. Т.1. [Текст] : учебное пособие / Л.В.Васильев; - М. : 1994. – С. 309-337.

6. История Востока: Т. II. Восток в средние века. [Текст] : учебное пособие; - М. : 2009. – 720 с.

7. История Индии в средние века. [Текст] : учебное пособие; - М. : 1968. – 727 с.

8. Сингха, Н.К. Банерджи, К. История Индии. [Текст] : Н.К. Сингха. Банерджи; - М. : 1954. – 437 с.

9. Шарма Рам Шаран. Переход от античности к средним векам в Индии. [Текст] : Рам Шаран Шарма; // Вестник древней истории.- 1993. № 3. – С. 55-71.

Методические рекомендации

Основными источниками по теме семинарского занятия являются труды Зия уд-дина Барани и Шамс Сирадж Афифа. Зия уд-дин Барани - выдающийся историк первой половины XIV в., хорошо информированный человек, друг султана Мухаммеда Туглака, пользовавшийся при дворе известным влиянием. В годы правления дяди Мухаммеда Фируз-шаха он попал в немилость и пытался исправить положение дел, что сказалось на содержании его труда.

Шамс Сирадж Афиф - выдающийся историк первой половины XV в. жил в эпоху заката султаната, времена мятежей и переворотов, последовавших за нашествием Тимура. Столетний интервал между источниками позволяет выяснить, изменились ли представления историков о социально-экономических и властных отношениях в Делийском султанате, о роли тех или иных государственных деятелей. Сравните между собой труды двух историков и попытайтесь ответить на эти вопросы.

Третий источник «Футухат-и Фируз-шахи», как полагают историки, написано либо самим султаном, либо по его поручению. Сопоставьте этот текст с соответствующими фрагментами труда Шамс Сирадж Афиффа. Какие действия считает достойными упоминания сам султан, какие его деяния отмечает историк? Иначе говоря, совпадают ли самооценка правителя и его оценка потомками?

Изучая труд Зия уд-дина Барани выясните, какие формы собственности на землю существовали в султанате, какое место занимала государственная собственность, почему султаны стремились укрепить именно эту форму собственности, каким образом они достигали своей цели? Почему тенденция к укреплению государственной собственности на землю не была устойчивой? Каковы были пути роста частного землевладения? (Для ответа на этот вопрос недостаточно текста Зия уд-дина Барани, нужно привлечь данные Шамс Сирадж Афиффа.) Можно ли говорить о существовании в султанате вассально-ленных отношений? Какие формы иммунитета можно обнаружить в источниках?

На материале «Футухат-и Фируз-шахи» дайте характеристику индийского земледелия: какой характер оно носило, какие полевые, садовые, огородные культуры возделывались, какое место занимали технические культуры и какие именно? Охарактеризуйте меры, которые правители принимали для увеличения продукции земледелия?

Найдите в текстах Зия уд-дина Барани и «Футухат-и Фируз-шахи» данные о видах ренты, преобладавших в султанате. Ответьте на следующие вопросы: какие виды ренты крестьяне платили в пользу султана, а какие в пользу держателя земли? Как определялись размеры ренты? Какую политику в этом вопросе проводил Мухаммад-шах Туглак и как эту политику оценивает историк?

В источниках содержится богатый материал по вопросу о развитии индийских городов, ремесла и торговли. Следует выяснить, какое место занимали в султанате города, какие функции они выполняли. Каковы в этом отношении их отличия от городов Западной Европы? Как были организованы ремесло и торговля, в чьих интересах регламентировались цены на товары, и почему эта политика не была устойчивой? Охарактеризуйте систему налогообложения городского населения, какие повинности оно несло? Что можно сказать о статусе купца и ремесленника, если сопоставить их повинности? На примере налоговой реформы Ала уд-дина раскройте мотивы изменения налоговой политики султаната. Как можно объяснить изменение этой политики при его преемнике Кутб уд-дине Мубарак-шахе.

Расскажите о взаимоотношениях индусского и мусульманского населения. Какую религиозную политику проводил Фируз-шах? Каковы были мотивы обращения местного населения в ислам? Как складывались отношения между государственной властью и верхушкой местного индусского общества? Принимали ли индусы участие в управлении обществом? В каких сферах общественной жизни была представлена местная знать?