Систематизация НПА: понятие, виды
Законотворчество государства: понятие, стадии
В результате законотворческой деятельности норма права получает свое официальное выражение в НПА.
Выделяются следующие стадии законотворчества.
1) стадия законодательной инициативы– это право, предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению. Правом законодательной инициативы обладает Президент, Госдума, Федеральное Собрание, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также КС, ВС и ВАС в пределах их компетенции. На стадии законодательной инициативы начинается разработка законопроекта. Нередко тот, кто инициативу проявил, тот и разрабатывает этот законопроект.
2) стадия обсуждения. Здесь привлекаются эксперты, вносятся в законопроект уточнения, дополнения, различные чтения существуют. Третье чтение предусмотрено, как известно, для голосования и последующего принятия данного законопроекта. При необходимости законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение. Текст законопроекта обсуждается постатейно, по разделам, в целом. Предложенные поправки голосуются отдельно.
3) стадия принятие законапроисходит на заседании законодательного органа (или через референдум) путем подачи голосов «за» законопроект и «против». Для принятия законопроекта требуется простое большинство или квалифицированное большинство голосов, поданных за законопроект.
4) стадия официального опубликования (промульгация).Чаще всего состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования (обнародования). Опубликование имеет большое значение, т.к. является основой презумпции знания закона и ответственности за его неисполнение. С момента официального опубликования нередко этот документ вступает в законную юридическую силу.
Какие источники официального опубликования в России? Только на официально опубликованный закон можно ссылаться. Это «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации. Всё. А вот постановления, распоряжения правительства – местом их официального опубликования еще является газета «Российские вести» и Бюллетень нормативно-правовых актов общефедеральных исполнительных органов Российской Федерации. Только официально опубликованные НПА, будь то законы или постановления, распоряжения правительства и т.д., могут затем претворяться в жизнь.
Систематизация законодательства – деятельность по приведению НА в единую, упорядоченную систему.
Систематизация законодательства необходима:
· для дальнейшего развития законодательства – анализ и обработка действующих НА, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствует ликвидации пробелов, противоречий в действующем законодательстве.
· обеспечивает удобства для реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
Обычно в понятие систематизации включают 4 самостоятельные формы правовой деятельности:
1.сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих НА, их обработка и расположение по определенной схеме, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет НА).
Виды учета: журнальный (фиксация реквизитов НА в специальных журналах)
картотечный (создание разного рода картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе).
ведение контрольных текстов действующих НА (внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других НА отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки).
автоматизированный учет (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.).
2.подготовка и издание различного рода собраний и сборников НА (инкорпорация законодательства).
3.подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства).
4.подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).