Понятие о стандартизации.

Лекция 1.

Тема 1: Основы стандартизации

 

1. Понятие о стандартизации

2. Цели и задачи стандартизации

3. Функции стандартизации

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в сферах производства и обращения продукции и на повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В зависимости от масштабов работы по стандартизации она может быть национальной, региональной и международной. Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной страны; региональная — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира; международная — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Переход России и Казахстана к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении. как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандарт– это образец, эталон, модель принимаемые за исходные, для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.