Проектирование организационной структуры

Итак, фундаментальная проблема, с которой сталкивается организация – это примирение специализации с координацией и сотрудничеством. Основным решением, позволяющим структурировать сложные организации, будет иерархия. Но на основании чего следует выделять организационные единицы? Каким образом должны распределяться властные полномочия по принятию решений? И какого рода отношения должны быть между различными организационными единицами?

 

Определение организационных единиц

Основанием для разделения работников на группы служит общность выполняемых задач (работники выполняют одинаковую работу – бухгалтерия, механический цех и т.п.), товаров, географического положения и процесса (процесс - это последовательность взаимосвязанных действий: разработка товара, продажи).

 

Организация на основе степени координации

Группировать людей в организационные единицы следует в соответствии с потребностью в координации. Люди, выполняющие задачи, которые требуют максимально интенсивной координации, должны работать в одной организационной единице.

Для того, чтобы построить организацию в соответствии с потребностями координации, необходимо понять природу взаимозависимости в ней. Джеймс Томпсон выделяет три уровня взаимозависимости: общую зависимость (самую слабую), когда люди работают автономно, но зависят от качества работы друг друга; последовательную зависимость, при которой результаты деятельности одного человека являются исходным материалом для другого; взаимообязывающую зависимость (самую интенсивную), при которой люди зависят друг от друга. При этом формирование организационной структуры должна начинаться с создания организационных единиц там, где взаимозависимость наиболее интенсивна.

Изменения технологии, стратегии, окружающей среды приводят к сдвигу взаимозависимостей, что заставляет компании отказываться от своей прежней оргструктуры. Как только упростились торговля и коммуникация между странами, а потребительские предпочтения в мире стали достаточно однородными, многонациональные корпорации перешли от географического принципа структурирования к делению на основе производимого товара.

 

Другие организационные факторы, влияющие на определение организационных единиц

Дополнительные факторы, влияющие на эффективность различных организационных мероприятий, включают в себя:

· Эффект масштаба (экономия на масштабе производства). Так имеет смысл объединить в одну группу исследовательскую деятельность, даже если координация между проектами отсутствует. Достаточно воспользоваться эффектом масштаба, возникающим благодаря наличию специальных помещений и обслуживающего персонала;

· Экономия на утилизации. Можно повысить эффективность, объединив похожие виды деятельности, благодаря полному использованию работников (обслуживание разных производственных модулей);

· Научение. Если для приобретения конкурентного преимущества необходимо создать особые способности, то фирмы нужно структурировать таким образом, чтобы максимизировать научение. Исследования показали, что специализированные, функциональные знания в сфере различных дисциплин могут оказаться менее важными, чем систематизированное знание – умение объединять специализированные знания. Это подразумевает создание многофункциональных рабочих групп, состоящих из экспертов в различных областях;

· Стандартизация систем контроля. Можно группировать задачи с целью добиться экономии за счет стандартизации механизмов контроля. Преимущество объединения машинописного бюро и отдела продаж заключается в том, что для работников, выполняющих почти одинаковую работу, можно использовать одинаковую систему мониторинга, оценки качества работы, обучения и контроля норм поведения.