ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИИ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

М.Г. ПИСМАНИК

 

 

Лекции по религиоведению. Учебное пособие

Пермский государственный технический университет.

Пермь, 2006. - 245с.

Курс лекций по религиоведению охватывает ряд основных тем и дидактических единиц государственного стандарта по этой вузовской специальности: метатеория религиоведения, история религии, культурология религии, диалог мировоззрений, учение о религиозном свободомыслии, секуляризации и свободе совести. К каждой лекции приложены методические советы и перечень рекомендуемой литературы. Пособие содержит краткий терминологический словарь.

Курс лекций рассчитан на студентов вузов и колледжей гуманитарных специальностей, на преподавателей вузов и школ, на старшеклассников и тех любознательных читателей, кто интересуется религией ― одной из главных основ мировой и национальной культуры.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

Лекция 1. Религия. Богословие. Религиоведение

Лекция 2. Становление религии и ее ранние формы

Лекция 3. Социология религии

Лекция 4. Свободомыслие

Лекция 5. Психология отношений к религии и свободомыслию

Лекция 6. Религия как феномен культуры

Лекция 7. Религия и философия

Лекция 8. Религия и наука

Лекция 9. Религия и мистика

Лекция 10. Религия и мораль

Лекция 11. Религия и политика

Лекция 12. Новые религии

Лекция 13. Библия

Лекция 14. Культура отношения к религии: свобода совести и

свобода убеждений

Лекция 15. Религия и образование

 

Заключение. К диалогу мировоззрений

Краткий терминологический словарь

 

 

 

Данный курс лекций нами подготовлен, в первую очередь, для студентов, но также и для тех, кто преподает религиоведческие дисциплины в высшей школе. Этим пособием могут воспользоваться учителя школ и вузовские преподаватели истории, философии, социологии, культурологии и других гуманитарных предметов.

Религиоведение — комплексная и весьма обширная наука. Наше учебное пособие не претендует на всеохватный и детализированный анализ религиоведческой проблематики, изучаемой в вузах. Из Государственного стандарта по религиоведению здесь затронуты те наиболее важные, теоретически насыщенные и особенно актуальные темы и дидактические единицы этого стандарта, которые обычно вызывают наибольшие затруднения у студентов, изучающих эту дисциплину.

Пособие освещает ряд тем и дидактических единиц из следующих основных разделов религиоведения:

метатеория религиоведения (лекция 1);

история религии (лекции 2 и 12);

философия религии (лекции 7 и 11);

социология религии (лекция 3);

психология религии (лекция 5);

культурология религии (лекции 6, 8, 9, 10 и 13);

учение о религиозном свободомыслии, секуляризации и свободе совести (лекции 4 и 14);

диалог мировоззрений (заключение).

Лекция 15«Религия и образование», в соответствии с требованием Госстандарта к квалификационной характеристике выпускника специальности «Религиоведение», ориентирована на практическую реализацию образовательных программ и учебных планов в части требований по религиоведению в высших и средних специальных учебных заведениях.

В конце каждой лекции даны советы студентам и преподавателям, а также перечень рекомендуемой литературы. В помощь изучающим этот курс лекций составлен Краткий терминологический словарь.

При разработке лекций автор стремился быть объективным и непредвзятым, стараясь освободить слушателей от негативных антирелигиозных стереотипов недавнего прошлого в отношении к религии, но в то же время не впасть в другую крайность — в апологию. Научный, культурологический и уважительный подход и к религии, и к свободомыслию — вот определяющий принцип, который пронизывает это пособие. Здесь учтен многолетний опыт преподавания автором религиоведческих дисциплин в различных высших и средних учебных заведениях. Особенно ценным является опыт лекционных и семинарских занятий со студентами специальностей «Религиоведение» и «Связи с общественностью» на гуманитарном факультете Пермского государственного технического университета. Цель этих занятий — стимулировать у студентов живой интерес к религии и религиозному свободомыслию, уважительное отношение к убеждением верующих и неверующих сограждан, пытливую критичность, глубоко осознанную самостоятельность в своем мировоззренческом выборе. В свою очередь, вопросы и высказывания студентов, нередкие дискуссии на занятиях стимулировали и у нас более углубленное размышление над новейшими проблемами нашей науки.

Нет сомнения в том, что серьезное и основательное приобщение к религиоведческим знаниям не только расширяет культурный кругозор личности, но и деятельно способствует ее гармоничному становлению, формированию устойчивых мировоззренческих убеждений, усвоению благородных качеств толерантности, столь необходимых нашим гражданам для преодоления нравственного и духовного кризиса российского общества.

В основе данного курса лекций — существенно переработанные, обновленные и основательно дополненные автором разделы учебника для вузов «Религия в истории и культуре» (Под редакцией проф. М.Г. Писманика. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2000).

Автор с благодарностью примет критические замечания и пожелания читателей этого учебного пособия.