Стадия создания организации
Что такое жизненный цикл организации Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми.
Тема 9. Жизненный цикл организации и его основные стадии
1. Что такое жизненный цикл организации Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми
2. Стадия создания организации
3. Стадия роста организации
4. Стадия зрелости организации
5. Стадия спада
Жизненный цикл – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Графически один из вариантов основных этапов жизненного цикла организации представлен на рис. 1. По восходящей линии показаны создание, рост и зрелость организации, по ниспадающей кривой – спад.
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?
Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.
Организация находится в стадии становления, цели – недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация маленькая, отношения между сотрудниками неформальны. Структура простая, плоская, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две задачи:
• доступ к необходимым ресурсам;
• овладение механизмом конкуренции.
Решение задач на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей объективной информации.
С этой целью может быть использована табл. 1.
На стадии создания организации руководитель должен:
изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;
взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала своей компании и внесения, соответствующих корректив в ее стратегию;
принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов
Таблица 1. Анализ ситуации на стадии создания организации
Направление и этап | Цель | Методы | Результаты |
Выбор товара или услуги | Определить нишу на рынке | Изучить объемы продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара | Возможный объем продажи товара |
Оценка действий конкурентов | Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке | Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи | Доминирующий фактор конкуренции |
Анализ схемы предпринимательства | Определить требуемые ресурсы и возможность их получения | Изучить возможности создания (приобретения, установки, пуска или работы) технологии, обеспечения сырьем, материалами, по-мещениями, услугами, капиталом | |
Анализ общего окружения | Определить значимость внешних факторов | Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить характер тенденций и ожиданий. | Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменения значений факторов |