Бетховен. Пятая симфония, первая часть.

Бетховен. Семнадцатая соната, первая часть.

Функции главной партии

 

Главная партия — зона i на уровне экспозиции, пер­вое «действующее лицо» в сонатной форме. Ее функции таковы:

1. Тема-импульс — толчок для дальнейшего разви­тия. Ей свойственна высокая степень интонационно-вы­разительной концентрированности, нередко интенсивное внутритематическое развитие, внутритематический кон­траст. Для темы главной партии типичны неполная внутренняя завершенность, тенденция к продолжению развития. «Образно говоря, исходная тема сонаты дол­жна обладать „волей к развитию", в ней должна быть конденсирована энергия большой силы напряжения», — пишет Б. Асафьев11.

2. Тема, определяющая собой характер всей сонат­ной части, а во многих случаях и всего цикла.

__________________________________

10 Понятие «динамическое сопряжение», введенное Ю. Тюлиным («Музыкальная форма» под ред. Ю. Тюлина, с. 251—252), близко сформулированным принципам.

11Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с, 121.

 

3. Тема образно-устойчивая, определенная, не допу­скающая существования другой темы той же функции.

В первых частях сонатно-симфонических циклов Бетховена все три функции выражены очень отчетливо. Особенно многозначна первая функция, ее проявление можно продемонстрировать на примерах.

Главная партия — замкнутый период с вторгающейся каденцией в связующую партию. Перечислим факторы внутренней неуравно­вешенности, влекущие к дальнейшему движению и реализующие тезис о «воле к развитию». В теме три контрастирующих элемента. Их двукратное сопоставление требует изживания контраста в рам­ках всей сонатной формы. Как показывает анализ, все моменты тематического развития Allegro — производные от элементов глав­ной партии.

Этот основной фактор внутренней незавершенности выражен в ее внешних формах: отсутствие завершающего целостного оборота во втором предложении, неуравновешенное соотношение кадансовых гармоний (71/2 тактов — К64 и 1/2 такта — D7), вторгающаяся ка­денция12.

Тема главной партии — неконтрастная, но звучание «эпиграфа» в начале каждого предложения создает все же некоторый ясно ощу­тимый контраст, усиленный эффектом динамического взрыва в объединяющем четырехтакте первого предложения. Введение «эпи­графа» во втором предложении образует частичный контраст боль­шей силы (благодаря появлению гармонии S после D). Однако внут­ритематическое развитие во втором предложении не только более интенсивно, но и порождает новый тип интонаций, готовящих тему побочной партии.

В ходе исторического развития функции главной партии значительно менялись, каждая эпоха, каждый крупный мастер вносили свои варианты. Так, у Шубер­та появляются певучие темы главных партий, в которых значительно ослабляется начальная энергия импульса, что приводит в ряде случаев к относительно большей завершенности этого раздела формы. Кроме того, важ­но место сонатной формы в цикле. В финале, где, как правило, яснее выражены завершающие центростреми­тельные тенденции, на функции главной партии влияют функции рефрена рондо. Это ведет к ослаблению пер­вой функции, к появлению более завершенных тем в двухчастной форме.

_____________________________________

12 В кадансовом завершении главной партии первой части Девя­той симфонии Бетховена D7 отсутствует, и К64 непосредственно разрешается в тонику.