Структурное построение фирм, действующих на мировых рынках
Виды компаний, действующих на зарубежных рынках
Вид компании, занимающейся международной деятельностью, определяется этапом выхода на внешние рынки и стадией ее глобализации. Первый шаг к выходу на внешний рынок – это образование интернациональной компании.
Интернациональная компания – компания, которая в той или иной форме выходит на несколько внешних рынков, но свои усилия она сосредотачивает в основном на внутреннем рынке.
Второй этап – это создание многонациональной компании, которая работает на рынках многих стран, рассматривает каждый рынок как отдельный и адаптирует свои маркетинговые стратегии к каждому конкретному рынку. Свои усилия многонациональная компания распределяет в одинаковой мере на внутреннем и внешних рынках.
Последний шаг – создание глобальной компании, которая рассматривает мировой рынок как единое целое. Маркетинговая деятельность глобальной компании базируется на интеграции и стандартизации, использовании схожести рынков отдельных стран для получения конкурентных преимуществ [11, с. 65].
В табл. 10.1 представлены стратегические параметры рассмотренных видов международных компаний.
Таблица 10.1
Стадии глобализации [11, с. 65]
Стратегический параметр (аспект стратегии) | Стадия І (интернациональная) | Стадия II (многонациональная) | Стадия III (глобальная) |
Тип управления | этноцентричный | полицентричный | геоцентрический |
Тип плана | экстенсивный | децентрализованный | интегрированный |
Структура | международное деление | региональное деление | матрица/решетка |
Процесс планирования | сверху - вниз | снизу - вверх | циклическое взаимодействие |
Окончание табл. 10.1
Принятие решений | централизованное | децентрализованное | конкретное взаимодействие |
Маркетинговая деятельность | не стандартизированная | частично стандартизированная | стандартизирован-ная |
Маркетинговые программы | стандартизирован-ные | уникальные | циклическое взаимодействие |
Источника сырья | экспорт | производители на местах | наиболее низкие цены |
Рабочая сила: национальное управление центральное управление | страна базирования страна базирования | страна местопребывания страна базирования | оптимальный (наилучший) вариант оптимальный (наилучший) вариант |
Продуктовая стратегия (развитие) | страна базирования | децентрализованная, фрагментарная | циклическое взаимодействие |
Контроль и управление | стандарты страны базирования | децентрализованные | по участкам |
Для компаний, работающих на мировых рынках, характерны три типа структурного постраения: макропирамидальная, «зонтичная» и интергломерат (международный конгломерат) [22].
Макропирамидальная структура характеризуется высокой степенью централизации, стратегические решения принимаются только центром, оперативная деятельность осуществляется на местах. Примером такой структуры являются корпорации Coca-Cola, Gillette.
Особенности макропирамидальной структуры:
- стратегическое планирование осуществляется в централизованном порядке;
- основные функции (производство, НИОКР, маркетинг) планируются централизовано, но осуществляются на местах;
- контроль централизованный;
- ограничена сфера деятельности местных руководителей;
- маркетинговая деятельность направлена на максимальную стандартизацию;
- по социальным вопросам фирма зачастую занимает жесткую позицию, при этом не принимаются во внимание местные интересы зарубежных рынков.
Недостатком является тот факт, что не всегда учитываются различия между национальными интересами стран.
В основе «зонтичной» структуры лежат различия между зарубежными рынками. Деятельность компаний на зарубежных рынках производится с учетом местной специфики.
Особенности «зонтичной» структуры:
- центр занимается двумя основными проблемами: формирует глобальные цели и обеспечивает консультационную и финансовую поддержку подразделений фирмы;
- центр формирует ряд основных задач, связанных с развитием фирмы, нормой прибыли и оборотом капитала;
- руководству филиалов предоставляется большая свобода действий в реализации общих задач компании с учетом местных условий;
- каждый филиал стремится к относительной самостоятельности и самообеспечению;
- стратегия дифференциации свойственна для товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики;
- фирма имеет возможность своевременно реагировать на изменения рыночных условий;
- ориентация компании на расширение и увеличение оборота.
Преимуществами такой структуры является гибкость и оперативная реакция на изменение требований рынков, а также содействие быстрому росту и расширению компании. Однако такая структура не всегда эффективна. Это связано с тем, что отдельные филиалы имеют узкое поле деятельности (только в пределах региональных рынков) и их мышление формируется под влиянием местных условий, а это не способствует эффективной связи между отдельными филиалами и центром. Кроме того, использование стратегии дифференциации связано с дополнительными затратами.
Интергломерат представляет собой объединение нескольких самостоятельных компаний с единым центром, который определяет цели компаний и пути их достижения. Связующим звеном между компаниями и центром являются финансовые интересы. Центр ожидает от деятельности компаний высокой прибыли и максимальной отдачи капиталовложений. Обычно центр распологается в удобном с позиций налогообложения месте (например, офшорном центре).
Особенности интергломерата состоят в следующем:
- ориентация организации на получение максимальной прибыли;
- всей организацией руководит центральный орган, состоящий из небольшого числа лиц, направляющих и контролирующих деятельность входящих в организацию компаний;
- хорошо налаженная связь между центром и отдельными компаниями и очень слабая связь между самими компаниями;
- строгий финансовый контроль со стороны центра;
- местная специфика учитывается в той степени, в которой она может отразиться на величине прибыли;
- каждая компания организует свою маркетинговую деятельность в соответствии со своими целями;
- стратегическое планирование выполняет отдельно каждая компания, входящая в интергломерат.
В качестве примера интергломерата можно назвать корпорацию International Telegraph & Telephone Corporation. Каждая компания, входящая в состав этой корпорации представляет собой обособленный бизнес со своими стратегическими задачами и способами их выполнения, но все они работают на общую прибыль и стратегические цели корпорации [42, с. 131].