Программирование линейных процессов

Оператор присваивания

Оператор присваивания, имеет вид A := B, где А – имя переменной, B – выражение или переменная. Он обозначает, что вновь вычисленное значение выражения B присваивается некоторой переменной A. Например,

L := a mod b;

J := k*( j - h*b-f*b);

Тип выражения и тип переменной должны совпадать, кроме случая, когда выражение относится к целому типу, переменная же к вещественному типу.

Линейным принято называть вычислительный процесс, в котором операции выполняются последовательно, в порядке их записи. Каждая операция является самостоятельной, независимой от каких-либо условий. На схеме блоки, отображающие эти операции, располагаются в линейной последовательности.

Линейные вычислительные процессы имеют место, например, при вычислении арифметических выражений, когда имеются конкретные числовые данные и над ними выполняются соответствующие условию задачи действия.

Обобщенная схема линейного процесса показана на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Обобщенная схема линейного процесса

Задача 1. Вычислить выражение на Паскале. Построить блок-схему алгоритма и написать программу.

Решение. Блок-схема алгоритма показана на рисунке 3.2. В качестве ввода исходных данных осуществляется ввод переменных, находящихся в правой части заданного выражения, т.е b и x. В блоке вывода результата выводится значение выходной переменной g, находящейся в левой части выражения.

Рисунок 3.2 – Блок-схема алгоритма решения задачи № 1

Текст программы:

Program lab1;

uses crt;

var x,b,g:real;

begin

clrscr;

writeln('Vvedite x,b');

readln (x,b);

g:=(4*sqr(b)+sin(7*x)/cos(7*x))/(3*sqr(b)*sqr(b)+exp(-5*x*x));

writeln('g=',g:5:4);

end.

На рисунке 3.3 показаны результаты работы программы № 1 в среде PascalABC.

Рисунок 3.3 – Результаты работы программы № 1