Программирование линейных процессов
Оператор присваивания
Оператор присваивания, имеет вид A := B, где А – имя переменной, B – выражение или переменная. Он обозначает, что вновь вычисленное значение выражения B присваивается некоторой переменной A. Например,
L := a mod b;
J := k*( j - h*b-f*b);
Тип выражения и тип переменной должны совпадать, кроме случая, когда выражение относится к целому типу, переменная же к вещественному типу.
Линейным принято называть вычислительный процесс, в котором операции выполняются последовательно, в порядке их записи. Каждая операция является самостоятельной, независимой от каких-либо условий. На схеме блоки, отображающие эти операции, располагаются в линейной последовательности.
Линейные вычислительные процессы имеют место, например, при вычислении арифметических выражений, когда имеются конкретные числовые данные и над ними выполняются соответствующие условию задачи действия.
Обобщенная схема линейного процесса показана на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Обобщенная схема линейного процесса
Задача 1. Вычислить выражение на Паскале. Построить блок-схему алгоритма и написать программу.
Решение. Блок-схема алгоритма показана на рисунке 3.2. В качестве ввода исходных данных осуществляется ввод переменных, находящихся в правой части заданного выражения, т.е b и x. В блоке вывода результата выводится значение выходной переменной g, находящейся в левой части выражения.
Рисунок 3.2 – Блок-схема алгоритма решения задачи № 1
Текст программы:
Program lab1;
uses crt;
var x,b,g:real;
begin
clrscr;
writeln('Vvedite x,b');
readln (x,b);
g:=(4*sqr(b)+sin(7*x)/cos(7*x))/(3*sqr(b)*sqr(b)+exp(-5*x*x));
writeln('g=',g:5:4);
end.
На рисунке 3.3 показаны результаты работы программы № 1 в среде PascalABC.
Рисунок 3.3 – Результаты работы программы № 1