Особенности этики предпринимательства в России, ее исторические традиции
Предпринимательская деятельность в России складывается на протяжении длительного исторического периода, имеет вековые традиции. Но это развитие имеет свои особенности и связано со спецификой исторического пути нашего государства.
Основная особенность – этот исторический путь развития Россия проходила часто в одиночку.
Начиналась с торгового бизнеса. Первые упоминания относятся к 10в. В конце 12в торговые люди постепенно обособились в особую привилегированную группу: они отличались имущественным положением и поддержкой княжеской власти.
Очень долгое время на Руси не было денег в сфере торговли, а был обмен (Т-Т). В 14в появились первые монеты и деньги стали обслуживать торговлю.
В 1653г был принят в России первый торговый устав.
Основы российских норм экономического поведения сложились в период становления московского царства (15-16вв): русские князья хорошо воспринимали роль предпринимательства.
Особенно бурно стало развиваться в правление Петра I:
· стали зарождаться современные формы рынка
· В Петербурге была открыта первая товарная бирта
· Он осуществил попытки государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров и предоставлял льготы.
При Екатерине II:
· правовое положение деловых людей улучшилось, ни были освобождены от внесения податей в казну, а их капитал был обложен 1%-ым сбором
· были открыты первые кредитные учреждения
· торговое мореплавание
· заграничные консульства для заключения торговых сделок
· очень бурно развивалась торговля в Москве.
Россия 19 – начала 20вв характеризуется набором деловых традиций: ассоциации, клубы, промышленники, купеческие гильдии – которые сами наводили порядок в своей среде. В 1912г были выработаны и соблюдались большинством предпринимателей принципы ведения дела:
· уважай власть
· честь и правдивость
· уважение права к человеку
· верность своему слову
· жизнь по средствам
· целеустремленность
Очень многие деловые люди считали свою репутацию высшей ценностью.
Ценности, по которым развивалась деловая жизнь в дореволюционной России:
· в российской культуре очень важную роль играли такие качества как практицизм и индивидуализм. Стремление к богатству – существенный мотив к предпринимательству
· бурное развитие предпринимательства меняло социальную структуру общества (деловые люди стремились к социальному престижу, но недостаточно было одного богатства, а высшей ценностью было православие и вера)
· в русском предпринимательстве была сильна традиция благотворительности, помощи людям
· очень значимой ценностью была служение общественному и государственному долгу и поэтому деловые люди стремились модернизировать производство в имя России, поддерживали государство
· важной ценностью было и стремление проявить себя в престижных сферах жизни, заслужить уважение. Многие занимались меценатской деятельностью: люди поддерживали и создавали университеты, музеи, картинные галереи, театры, архивы, научные издания, научные экспедиции, талантливых людей
· социальная ответственность предпринимателей проявилась в том, что они стремились обеспечить своим работникам достаточно устойчивое имущественное положение (создавали детские сады, школы, библиотеки).
В России социалистического периода речь об этике бизнеса не шла, потому что занятие бизнеса преследовалось.
Основой деловой этики служила марксистская этика (общественное доминирует над личным). В среде руководителей сталинского периода господствовала этика, которая предполагала лояльность власти. При Сталине бюрократический аппарат стал больше ориентироваться на узкие цели ведомственного характера, и деловая этика размывалась двойной моралью.
В период перестройки система этический ценностей стала быстро меняться, но она развивалась под влиянием 2-х культур делового поведения:
· Административно-командной системы
· Культура теневой примитивной экономики.
Факторы, препятствующие выходу России не более высокий уровень культуры:
· В России не полностью действует принцип фундаментальной (неприкосновенность частной собственности)
· Сложилась своеобразное отношение к закону и роли государства: этичность деловых поступков определяется часто не законом, а диктуется необходимостью выживания предпринимателя.
2. Основные условия формирования предпринимательской деятельности:
· Чем более улыбчивее, открытие лицо человека, тем более высокие оценки он получает по красоте, искренности, доброе и другим личным качествам. Люди энергичные, дружелюбные воспринимаются и как более красивые.
· Окружающие люди воспринимают и ценят усилия, которые человек затрачивает на то, чтобы выглядеть привлекательно, красиво
· Фактор отношения к нам. Люди, хорошо к нам относящиеся, обычно оцениваются выше, чем те, которые относятся плохо или даже нейтрально. Этот фактор наиболее восприимчив. Три вида ошибок образуют эффект Ореола: переоценка или недооценка.
· Социальные стереотипы – некие усредненные характеристики, закрепившиеся за людьми разных профессий, национальностей, социальных групп, этнических групп и т.д.
· Установки – неосознаваемые человеком состояния готовности к восприятию кого-то или чего-то к выбору формы поведения, к осуществлению какой-либо деятельности:
o Позитивная – когда мы заранее настроены воспринимать только «+» качества – мы неосознанно начинаем человеку доверять
o Негативная – восприятие только «-» - мы неосознанно начинаем относиться с недоверием к человеку
o Адекватная.
Роль факторов велика. Если их не замечать и не помнить, то они начинают себя активно проявлять и могут стать барьерами, препятствовать психологическому контакту.
При более длительном общении нельзя руководствоваться только первым впечатлением. Важно глубокое, объективное понимание партнера.
Способы это сделать:
· Идентификация – уподобление себя другому человеку в процессе общения, то есть надо уметь ставить себя на место другого человека
· Эмпатия – сопереживание – это понимание другого человека на уровне чувств, то есть это наш эмоциональный отклик на проблему другого человека
· Рефлексия – обратная связь, обратное понимание, то есть осознание того, как нас воспринимает и понимает другой человек. Ее можно осуществить, наблюдая за движением человека (невербальный язык).
· Казуальная атрибуция – приписывание причин поведения другому человеку, но что допускается фундаментальная ошибка казуальной атрибуции: свое поведение мы склонны объяснять внешними обстоятельствами, а поведение другого человека – исходя из внутренних факторов и причин.
Тема «Коммуникативная сторона процесса общения»
1. Коммуникация – обмен значимой для участников информация.
1.1 Чтобы коммуникация была эффективной, мы должны знать средства коммуникации (вербальные и невербальные) и преодолевать коммуникативные барьеры.
Специфика коммуникации заключается:
· Коммуникация – это всегда обоюдно активный процесс
· При обмене информации партнеры обязательно только воздействует друг на друга. Цель – изменение поведения партнера по общению, изменение его внутреннего мира
· Понимание достигается в том случае, если партнеры сумеют говорить на «одном» языке. Когда нет, то мешают коммуникативные барьеры.
1.2 Коммуникативные барьеры:
· Речевое непонимание:
o Фонетический – проявляет себя от полного непонимания (разговор на разных языках) до частичного непонимания (речь невнятная, с сильными дефектами, торопливая, очень с сильным акцентом); тайные знаки.
o Семантический – когда слова одни, но значения слов разные, особенно в контексте их произношения: к нему относятся все возможные жаргоны: для адекватного понимания информации у собеседников должна быть общность тезаурусов («сокровище», все представления человека о мире, которыми владеет конкретный человек)
o Стилистический – неправильная с точки зрения грамматики построение предложения
o Логический – непринятие логики, аргументов другого человека из-за того, что некоторые люди считают, что логика есть только у них и только у них она правильная.
· Избегания – уклонение от общения, от принятия информации. Очень хорошо виден внешне
· Авторитета
· Некоторые индивидуальные психологические особенности.