Пример анализа предметной области в интересах разработки концептуальной модели

Рассмотрим в качестве примера знакомый практически всем по собственному опыту процесс поступления в ВУЗ. Для поступления абитуриенту необходимо представить в приемную комиссию аттестат о среднем образовании, паспорт, медицинскую справку, фотографии и заявление. На основании этих документов формируется личное дело абитуриента. В этом сечении процесса формируются отношения "аттестат", "паспорт", "заявление" на основании соответствующих объектов типа Inf. Из аттестата выбираются сведения о годе окончания школы, городе, оценки по профилю поступления, средний балл. Из паспорта выбираются демографические и адресные данные абитуриента, из заявления - факультет и специальность поступления. Ключами по всем трем отношениям являются фамилия, имя, отчество и год рождения. Далее дело, в соответствии с процессной схемой, поступает на хранение в архив, а абитуриент, получив справку о сдаче документов и удостоверение абитуриента, приступает к сдаче вступительных экзаменов. После успешной сдачи экзаменов их результаты и дело абитуриента поступают на рассмотрение приемной комиссии. Это следующее сечение процесса, служащее источником данных для БД. Здесь извлекается информация для отношения "результаты экзаменов". Ключ - опять же ФИО абитуриента и год рождения. После работы приемной комиссии абитуриента либо зачисляют, и тогда он включается в приказ о зачислении и далее заполняет личный листок по учету кадров и получает студенческий билет и зачетную книжку, либо получает свои документы назад. В этом сечении для отношения "зачисление" выбираются сведения о факультете, номере группы, дате зачисления, поселении в общежитие. Ключ - опять же ФИО и год рождения.

Отобразим графически описанный фрагмент процесса на рис.41.


 

 

Рис.41.


В нотации фундаментальных классов (НФК) эта процессная схема примет следующий вид (рис.42):

 

 


Рис.42.

Выделим на схеме элементарные процессы типа "Inf-Im" (1) и "Im-Inf" (2, 3) , что показано на схеме рис. 42 цифрами 1, 2, 3. При этом, информация для БД по сечениям процесса образует отношения:

- АТТЕСТАТ

- ПАСПОРТ –– 1-е сечение

- ЗАЯВЛЕНИЕ

- ЭКЗАМЕНЫ –– 2-е сечение

- ЗАЧИСЛЕНИЕ –– 3-е сечение

Исходные сведения для поатрибутного состава этих отношений содержатся в соответствующих документах. Какие из них отобрать - следует из перечня возможных вопросов (запросов) к базе данных.

Отсортировать перечень типовых вопросов можно либо путем экспертного опроса специалистов, либо набрав статистику, присутствуя на заседаниях приемной комиссии. Либо используя собственный опыт работы в приемной комиссии. Итак, скорее всего отношения примут вид:

- АТТЕСТАТ (ФИО, Год_рождения, Город, Школа, Предмет, Оценка, Ср_балл)

- ПАСПОРТ (ФИО, Год_рождения, Месяц, День, Страна, Город, Улица, Дом, Квартира)

- ЗАЯВЛЕНИЕ (ФИО, Год_рождения, Факультет, Специальность, Дата_подачи)

- ЭКЗАМЕНЫ (ФИО, Год_рождения, Предмет, Оценка, Дата_сдачи)

- ЗАЧИСЛЕНИЕ (ФИО, Год_рождения, Факультет, Группа, Дата_зачисления)

Итак, получен некоторый набор отношений, которые определяют плоские таблицы, составляющие логическую модель базы данных.