ТЕМА 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ. ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ
IV. Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины в данной программе составляет 4 зачетных единицы (или 144 часа).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
| Аудиторные занятия (всего) | |
| В том числе: | |
| Лекции | |
| Семинары | |
| Самостоятельная работа | |
| В том числе: | |
| Творческая работа (эссе) | |
| Другие виды самостоятельной работы | |
| Вид промежуточного контроля | Зачёт |
| Вид итогового контроля | Экзамен |
V. Содержание дисциплины
Одна из особенностей интегрированного курса «История» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать студентам комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли России в мировой истории. Он предполагает выделить в курсе «История» девять комплексных тем. Особое место в курсе занимает раздел, посвященный истории как науке и месту истории в системе социально-гуманитарных наук.
5.1. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий
| № п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
| лекции | практические занятия | СРС | Итого | ||
| 1. | История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, источники и методы истории. Значение изучения истории | ||||
| 2. | Особенности становления государственности в России и мире | ||||
| 3. | Русские земли в XII-XV веках и европейское средневековье | ||||
| 4. | Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | ||||
| 5. | Россия и мир в XVIII – первой половине XIX вв.: модернизация и промышленный переворот | ||||
| 6. | Россия и мир во второй половине XIX – начале ХХ вв. | ||||
| Общенациональный кризис в России. Создание Советского государства в условиях капиталистического окружения | |||||
| 8. | Индустриальное и постиндустриальное общество в России и мире (середина – вторая половина ХХ в.) | ||||
| 9. | Россия и мир в 90-е годы XX – начале XXI вв. | ||||
| Творческая работа (эссе) | |||||
| ИТОГО: |
5.2. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
Объект и предмет истории как науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Формирование и эволюция исторических понятий и категорий. Исторический факт. Роль и место истории в системе гуманитарных наук.
Источники и методы изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Проблема достоверности источника. Методология и теория исторической науки. Принципы объективности и историзма.
Взаимосвязь истории с другими науками. Использование исторической наукой исследовательских методов других наук.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в историческом развитии России. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Дискуссии в российской и зарубежной историографии по проблемам истории нашего Отечества.
Функции исторической науки: теоретико-познавательная, прогностическая, практико-преобразовательная, просветительская. Прикладные задачи отечественной истории. Значение исторического опыта для политической практики. Важность изучения отечественной истории в вузе. Содержание и задачи учебного курса отечественной истории.