Модель реферата научной статьи

1. Вводная часть В статье «…», помещенной в журнале «…», №… за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы) Статья под заголовком «…» опубликована в «…» Статья называется (под названием), озаглавлена Автором статьи является …
2. Тема статьи, общая характеристика статьи Тема статьи – Статья на тему… Статья посвящена теме (проблеме, вопросу) Статья представляет собой анализ (обобщение, изложение, описание, обзор)
3. Проблема статьи В статье речь идет (о чем?) / говорится (о чем?) рассматривается (что?) дается оценка (анализ, описание, изложение) Сущность проблемы сводится (к чему?) / заключается (в чем?) состоит (в чем?)
4. Композиция статьи Статья делится на … части (-ей) состоит из … частей
6. Описание основного содержания статьи Во введении (в начале статьи) формулируется (закон, закономерность, тезис) дается определение (обзор, историческая справка, описание, анализ, характеристика) излагаются цель (задачи) Далее (во второй части) дается общая характеристика проблемы автор ставит затрагивает проблему освещает рассматривает останавливается (на чем?) касается (чего?) описывает явление (свойства, устройство, структуру, метод, ход эксперимента) анализирует сопоставляет приводит примеры (факты, данные, доказательства) ссылается на факты (данные, результаты эксперимента), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения
7. Заключение, выводы автора Автор приходит к выводу, что подводит нас к следующему заключению делает вывод подводит итог В заключение говорится, что … Сущность вышеизложенного сводится к (следующему) …

 

Задание 34. Прочитайте информативный реферат (реферат-конспект) научной статьи. Обратите внимание на композиционное членение текста, найдите типизированные языковые средства, организующие ссылку на текст-первоисточник.

 

В статье «Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни», помещенной в журнале «Социс», № 11 за 2007 год, дается социальный портрет тульской молодежи. Авторы статьи – зав. лабораторией социологических исследований и общественного мнения Центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» Е.А. Самсонова и ведущий специалист по работе с молодежью Е.Ю. Ефимова.

Статья представляет собой описание результатов социологического исследования «Актуальные проблемы современного молодого человека», проведенного с целью изучения социального развития тульской молодежи.

Статья делится на 6 частей.

Во введении описывается методика проведения названного социологического мониторинга, а также представляются количественные данные о составе респондентов, излагается цель исследования социальной группы, составляющей 24,1 % населения г. Тулы.

Первая часть статьи посвящена анализу ценностных ориентаций тульской молодежи. Авторы статьи указывают на то, что первое место в иерархии ценностей занимает материальное положение, а образование, занимавшее пятое место в 2004 г. опустилось до восьмой позиции. Вместе с этим, в анкете о степени и сферах проявления активности лидируют ответы, свидетельствующие о высокой активности молодых людей в области образования (58%), в криминале (57,3 %) и бизнесе (55,9%). Сопоставление данных о ценностных ориентирах и активности позволяет авторам исследования сделать вывод о наличии противоречия между ценностными ориентациями молодежи и ее реальным поведением.

Ученые приводят убедительные доказательства того, что ценностные ориентиры молодых людей сдвигаются в сторону прагматизма, «появляется феномен гипертрофированного отношения к деньгам, богатству, роскоши», деятельность, направленная на достижения материального благосостояния утратила моральную оценку, а деньги стали регулятором нравственных отношений.

Далее, во второй части статьи, ставится проблема доступности высшего образования для молодежи. Авторы отмечают, что туляки считают качественное образование и востребованную специальность важными факторами для достижения жизненного успеха, более половины опрошенных (69,9%) считает высшее образование доступным и почти половина (48,4%) оценили российское образование как хорошее. В качестве препятствий для получения образования выступают, как показывают результаты опроса, слабая школьная подготовка, высокий конкурс, коррумпированность преподавательского состава.

В следующем разделе приводятся статистические данные, выявляющие степень удовлетворенности молодежи различными аспектами трудовой деятельности. Исследователи утверждают, что процент занятых выше среди имеющих высшее образование, чем среди респондентов с меньшим образовательным уровнем. Рассматривается также проблема молодежной безработицы.

Далее, изучая степень удовлетворенности молодежи жизнью в зависимости от семейного положения и наличия детей, ученые выявляют основные факторы, мешающие семейной жизни: низкий уровень дохода, жилищные трудности, отсутствие социальной поддержки.

В итоге авторы приходят к заключению, что у тульской молодежи формируется прагматичное и взвешенное отношение в выборе жизненных ценностей, на смену коллективизму приходит индивидуализм, который, с одной стороны, способствует личностному конструированию жизненной траектории, с другой стороны, приводит к высокой межличностной конкуренции.

 

Задание 35. Исправьте лексические и грамматические ошибки, допущенные в реферате. Объясните причины возникновения ошибки.

1. В статье пишется, что лодка была круглой и походила коробочку для сжигания благовоний. 2. Из-за отсутствия убеждающих фактов, хотелось бы сказать о том,что японские рыболовы нашли внеземное существо, но также нельзя утверждать и обратное. 3. Говоря о реакции мирового сообщества, автор ссылается на данные о резко отрицательном отношении США, России и в то же время лояльном отношении Японии и Китая. 4. Каждый конфликт уникален, но он несет и общие свойства. 5. В статье «Искусственный разум», помещенной в журнале «Человек и наука» N 4 за 1991 год, рассматриваются различные вопросы и методы их решения. 6. Во второй части опровергается сказанное в первой и сравнивается искусственный интеллект с возможностью мышления животных. 7. Ссылаясь на записи очевидцев, в XVI веке первенство по употреблению спиртных напитков принадлежало Европе. 8. Автор подводит итог о том, что создаются автомобили, в которых топливо – водород, но переходить на один вид транспорта не нужно, да и не удастся. 9. В. Дадыкин затрагивает вопросы редкости отечественных производителей растений. 10. Были получены исчерпывающие положения для этой цели. 11. Безусловной заслугой автора является то, что он осветил данную тему для окружающего общества, показал всю ее важность. 12. Автор приводит веские доказательства взрыва метана, подтвержденного расчетами. 13. В статье дается толкование, что телефон может предотвратить несчастье, которое может случиться с ребенком. 14. Хотелось бы сказать, что, исходя из этой статьи, можно узнать очень много новой информации. 15. В начале статьи говорится о расхожих мнениях по данной проблеме. 16. Проблема статьи заключается в том, что в жизни способности ЭВМ выполняет различные операции за человека. 17. Композиция статьи состоит из 4 частей. 18. Тезисом этой статьи, а точнее ее целью является изучение закономерностей распределения цезия 137 между частями хвойных и лиственных древесных растений. 19. На протяжении всей статьи перед нами предстают всевозможные формулы, благодаря которым автор подводит итог этому материалу и расчетам всех формул, которые позволяют нам подсчитать нужное значение.

 

Задание 36. Прочитайте текст (по выбору). Составьте информативный реферат данного текста, используя языковые конструкции, данные в табл. 6.