Методики субъективного подхода

Опросники – группа методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Это стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными, обычно письменными, бланковыми и компьютерными. Источником информации в опросниках является суждения-ответы самого испытуемого. С помощью опросников получают сведения о фактах, событиях, оценках, предпочтениях и т.д. опрашиваемого.

Опросники делятся на опросники личности и опросники – анкеты.

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей личности. Прототипом личностных опросников стал «Бланк данных о личности» Р. Вудвортса, предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц-невротиков. На протяжении истории зарубежной психодиагностики опросники всегда занимали важное место. Формирование отношения к личностным опросникам в отечественной психологии проходит через разные этапы. В 1950-е гг. они были фактически неизвестны научной общественности и полностью отвергались в качестве инструмента изучения личности. В конце 60-х гг, как и другие психодиагностические методики, начинают робко, а затем все более активно применяться вплоть до того, что возникает «эпидемия опросников». В настоящий момент психологи уделяют большое внимание вопросам конструирования личностных опросников, адаптации зарубежных опросников, разработке оригинальных шкал, проблемам валидности и надежности опросников.

В личностных опросниках наиболее распространенны следующие формы вопросов и утверждений:

q Вопросы, предусматривающие ответы типа «да-нет», «правда-ложь». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых.

q Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию. Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утвердительно или отрицательно.

q Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы. Например, 7-бальная с крайними значениями «всегда» и «никогда».

q Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо выбрать.

 

Основная проблема личностных опросников связана, во-первых, с возможностью фальсификации ответов; во-вторых, с недопониманием вопросов и утверждений опросника.

Фальсификация ответов может быть связана со следующими установками обследуемых:

1). Тенденция к выбору «социально положительного» ответа, того ответа, который предписывается общественными или групповыми нормами. Социально одобряемые ответы, даваемые обследуемыми, не должны быть понятны как нарочитое намерение представить себя в лучшем свете. Их появление обусловлено не сознательной фальсификацией, а неосознанным желанием выглядеть не хуже других.

Способами защиты личностных опросников от стремления клиентов отвечать в соответствии с тем, что «общепринято» являются: а) задания с вынужденным выбором, подобранные по степени социальной желательности ответа; б) разработка нейтральных заданий; в) введение в опросники «шкалы лжи».

2). Установка на согласие – это тенденция соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы только «да», независимо от их содержания. Чаще всего установка на согласие проявляется в тех случаях, когда вопросы неоднозначны, неопределенны.

Влияние этой установки минимизируется тем, что при составлении опросника добиваются того, чтобы число вопросов, для которых ключевой ответ «да», было примерно равно числу вопросов с ключевым ответом «нет», т.е. конструируется сбалансированная шкала.

3). Установка на неопределенные ответы. Эти ответы иногда называют средней категории, поскольку они находятся как бы между «да» и «нет». Обследуемый склоняется к преимущественному выбору ответов типа «не знаю», «не уверен» или «затрудняюсь ответить».

Лучший способ избежать подобной установки – использование дихотомических заданий.

4). Установка на «крайние» ответы проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы, по которой предлагается дать ответ на каждое задание.

Единственный способ избежать проявления данной установки заключается в отказе от рейтинговых шкал.

5). Установка на необычные ответы или отклонения. Проявляется в тенденции обследуемого давать необычные ответы.

 

Анкетирование считается одой из распространенных форм опроса. Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Выделяют следующие типы анкет:

- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку испытуемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

К анкетам как формам тестовых заданий предъявляют определенные требования. Так, например, вопросы анкеты должны быть доступны для понимания. Анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Общее время заполнения анкеты не должно превышать 30 минут. Полученные в ходе анкетирования данные должны быть статистически обработаны

Анкеты бывают с открытыми вопросами (анкетируемый сам дает ответ на вопросы), анкеты с закрытыми вопросами (варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (готовые варианты ответов и свободный ответ). Среди опросников – анкет широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего вопросы в биографических анкетах касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе, др.