Система смазки.

Общее устройство системы смазки, охлаждения и питания двигателя ЗИЛ-131.

Работа газораспределительного механизма.

Работа ГРМ четырехтактного двигателя. Цикл состоит из четырех тактов. Во время первого такта кулачок распредвала толкает впускной клапан, открывая его, поршень начинает двигаться из крайнего верхнего положения(В.М.Т.) вниз. При этом в цилиндре создается разрежение, благодаря которому в цилиндр поступает готовая рабочая смесь. Поршень через шатун сообщает движение коленчатому валу, поворачивая его на 180 градусов к моменту достижения крайнего нижнего положения(Н.М.Т.).

Во время второго такта – сжатия – впускной клапан закрывается, поршень меняет направление движения на противоположное, сжимая и нагревая рабочую смесь или воздух. По окончанию такта, системой зажигания на свечу подается электрический разряд, и образуется искра, поджигающая сжатую топливно-воздушную смесь.

Коленчатый вал тем временем повернулся еще на 180 градусов, сделав один полный оборот.

Третий такт именуется рабочим ходом. Образующиеся во время сгорания топлива газы, расширяясь, толкают поршень в крайнее нижнее положение. Поршень передает энергию коленчатому валу через шатун и поворачивает его еще на пол-оборота.

По достижении Н.М.Т. начинается заключительный такт – выпуск. В начале данного такта кулачок распределительного вала толкает и открывает выпускной клапан, поршень движется вверх и выгоняет отработавшие газы из цилиндра. В результате закрытия выпускного клапана с запаздыванием и открытия впускного клапана с опережением по отношению к В.М.Т. оба клапана некоторый период открыты одновременно – осуществляется

« продув» цилиндра. Большая скорость происходящих процессов, даже при относительно небольшой частоте вращения вала двигателя, исключает смешивание потоков отработавших газов и чистого воздуха. Отработавшие газы продолжают выходить через выпускной клапан, а поступающий воздух способствует лучшей очистки от них полости камеры сгорания в днище поршня. Отсасывание небольшого количества чистого воздуха в выпускной трубопровод обеспечивает продувку верхней части цилиндра, что не отражается на его наполнении свежим зарядом, а приводит к лучшей очистке от отработавших газов.

Третий учебный вопрос: 35 мин.

Назначение: система смазки предназначена для хранения, очистки и бесперебойной подачи масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения и удаления продуктов износа, а также частичного охлаждения деталей двигателя.

Техническая характеристика системы смазки.

Смазка двигателя комбинированная с охлаждением масла в радиаторе.

Рабочее давление масла в прогретом двигателе 2-4 кгс/см².

Емкость системы9.5 л.

Применяемое масло: М8В1-зимой, М10В1-летом, М6з/10В-универсальное, всесезонное (заменитель).

Состоит:

- маслозаливной патрубок с крышкой;

- масляный картер с поддоном;

- маслоприемник;

- масляный насос;

- масляный фильтр;

- главная масляная магистраль и масляные каналы;

- контрольные приборы;

- радиатор;

- указатель уровня масла.

-перепускной клапан.

Поддон картера.

Назначение: является резервуаром для масла.

Материал: сталь.

Спереди сделано углубление для сбора масла и отверстие с пробкой для слива.

Крепится к нижней части блока цилиндров болтами и уплотняется резиновой прокладкой. В поддон опускается щуп для замера масла.