План обьяснения нового материала

Цели урока

 

Образовательные :

 

На основе полученных знаний по истории России ( учебник СахаровА.Н, «История России с древнейших времен доконца XVIII века» Ч.1. «Русское слово», 2010) :

- об индоевропейской общности людей ( глава 1 § 1).

- о распаде индоевропецев на четыре группы народов ( восточную , западноевропейскую, славянскую и балтскую) (глава 1 § 1) .

- о центре расселения славянских племен ( глава 1 § 1).

- о нашествии гуннов ( глава 1, § 1).

- о формировании первых племенных союзов и о соседях славян (глава 1 § 1).

- о понятии «летопись» (глава 1 § 1).

 

А также знания , полученные из курса Средних веков (учебник 6 класс История. Агибалова и Донской Средних веков. 2012 год)

- о великом переселении народов (Глава 1 § 1).

 

Опираясь на умения учащихся :

- работы с фрагментами источников .

- работы с исторической картой .

 

Ознакомится с Восточными славянами в VIII-IX вв. :

- выявить особенности расселения восточных славян (15 племенных союзов) .

- показать динамику развития хозяйства востоных славян .

- выявить признаки государственности у полян и словен в VIII-IX вв.

- показать особенность языческих верований ( религия и обряды).

 

Развивающие :

 

- продолжать развивать способы деятельности по работе с историческими источниками (на примере ,

1. Сведения о славянах из восточных (арабских) источников до X века :

а) О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX века Ибн Хордадбеха) .

б) О славянах и русах (из сочинения арабского геграфа начала X века Ибн Руста) - 4 отрывка из источника.

в) О трех центрах Руси (из «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» арабского географа Ибн Хаукаля).

2. Повесть временных лет , начало XII века – 3 отрывка ).

- продолжать развитие умений по работе с исторической картой : умение читать карту, ориентироваться на ней , для успешного усвоения материала и закрепления знаний ( на примере , исторической карты «Восточные славяне VIII-IX вв.» ).

 

Воспитательные :

- побудить познавательный интерес к быту и обычаям восточных славян ( на примере , особенностей языческих обрядов , поверий , традиций ).

- продолжать способствовать повышению интереса к истории .

 

Ценностный ориентир :

Образование территориальных единиц (12 сословных княжеств) , языковых особенностей ,

торговых отношений ,укрепление дипломатических связей с соседями , наличие религии , складывание иерархичного общинного строя – как ценность формирования первичных социальных , духовных , экономических и политических институтов русского народа. (государство,семья,язычество, путь «из варяг в греки»)

 

1. Нестор – летописец .

2. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. ( расселение славян )

3. Хозяйство восточных славян и торговые отношения ( семья , пашенное и подсечно-огневое земледелие ,скотоводство , бортничество , ремесло , путь «Из варяг в греки» ).

4. Предпосылки к образованию государства (экономические и политические , дата образования государства).

5. Общественный строй восточных славян.

6. Религия восточных славян .