ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы звуки [s], [z] произносились у альвеол:
[s] [z]
sin side nice kites lies dimes pins
silk site miss bits dies lines bills
sick sit kiss sits ties miles sides
pies binds lids
Упражнение 2. Протранскрибируйте и произнесите следующие слова:
my mile in pies nice bits
by mild ill ties mice lips
die mind is lines miss kicks
tie kind it sides kiss sits
Упражнение 3. Произнесите следующие слова. Внимательно следите за тем, чтобы при произнесении звука [ð] кончик языка находился между зубами и чтобы между поверхностью языка и верхними зубами была щель:
than then this [ðis] lithe
that them ‘this is tithe
Упражнение 4. Протранскрибируйте и произнесите следующие слова:
Day, man, mail, than, kind, name, hе, sick, knelt, desks, ties, pay, him, his, lines, middle, kitten, that, them
Упражнение 5. Произнесите следующие слова. Не забудьте округлить и выдвинуть вперед губы при произнесении звука [w]:
way well why twin
we went when twenty
wine wife while twelve
win west white twist
Упражнение 6. Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание на различия в артикуляции звуков [w] и [v]:
wain – vein wine – vine wise – vise
will – veil went – vent west – vest
Упражнение 7. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы кончик языка находился за альвеолами при произнесении звука [r]:
rain raise train write ‘marry
rail rag green wreath ‘carry
ran red French wrap ‘ferry
Упражнение 8. Произнесите следующие пары слов, содержащие звуки [u] и [u:]:
nook – noon foot – food
look – moon cook – cool
book – boot took – spoon
Упражнение 9. Произнесите следующие слова. Следите, чтобы после [η] не было гласного звука:
long ring ‘answering ‘morning
gong bring ‘doing ‘evening
song sing ‘playing ‘opening
throng thing ‘showing ‘closing
reading ‘writing ‘giving ‘sitting
standing ‘taking ‘asking ‘watching
Упражнение 10. Произнесите следующие слова. Следите за долготой звука [ə:]:
her turn nerve ‘certain world
sir term serve ‘curtain word
fur girl third nurse work
burn bird first curse ‘worker
Упражнение 11. Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание на различия в артикуляции звуков [e] и [ə:]:
Ben – burn get – girl well – world
ten – turn set – serve wet – work
stem – tern bet – birth west – worst
Упражнение 12. Повторите следующие звуки. Обратите внимание на различия в артикуляции звуков [ə:] и [כּ:]:
burn - born world - warm word - ward
turn - torn curl - corn shirt - short
firm - form worm - warm third – thorn
Упражнение 13. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы второй элемент дифтонгов [uə ]и [juə]звучал кратко:
[uə ] [juə]
moor tour mure cure
poor sure [∫uə] pure 'mural
Упражнение 14. Произнесите следующие слова, обращая внимание на округление губ при произнесении согласного перед [w]. Звуки [k] и [t] должны произноситься отчетливо перед [w].
queen twin twill
quite twinned 'twilight
quest twirl twelfth
question twelve twice
quick 'twenty twist
Упражнение 15. Повторите гласные звуки [i:], [e], [æ], [כּ], [L], [ai] и [ou]. Следите за правильностью артикуляции.
[i:] [e]
me green ten well e'leven
he 'easy pen 'yellow 'texbook
she 'evening pencil French 'breakfast
tea 'please friend 'twenty 'question
[æ] [כּ] [L]
man 'absent on from son
jam match orange dog Sunday
thank 'factory sorry clock colour
lamp 'Saturday tomorrow what butter
[ai] [ou]
I time no 'Soviet
my 'minus go those
bye to'night show hope
tie write hello 'notebooks
Упражнение 16. Произнесите следующие слова. Помните, что звук [∫] мягкий:
shine shave shift fish 'Swedish
she shell sheep dash 'Danish
show shelf sheet dish 'Finnish
Упражнение 17. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы звук [L] звучал кратко:
run lunch bus cup 'funny son 'other
sun luck plus cut 'sunny month 'mother
fun puck fuss shut 'lucky 'London 'brother
Упражнение 18. Произнесите следующие слова. Буквосочетание er в конечном безударном слоге произносится как звук [ə]:
summer 'other 'teacher 'letter
number 'mother 'chatter 'better
winter 'brother 'matter 'butter
Упражнение 19. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы губы были округлены и слегка выдвинуты вперед при произношении звука [ כּ:]:
door wore born ball 'corner
floor tore corn wall 'former
more store torn tall 'border
bore score form small 'scorer
halt sort short north
salt port fork 'forty
talk sport forth 'shorter
Упражнение 20. Выпишите в колонки слова, в которых содержатся звуки [L], [כּ], [כּ:], [t∫] и [d ].
Child, fork, clock, class, jam, stage, cup, cheat, born, not, 'funny, chess, door, box, choose, juice, beech, 'summer, 'butter.
Упражнение 21. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы второй элемент звукосочетания [auə] не заменялся звуками [j] или [й]:
wire lyre tired
fire byre fired
hire tyre hired
Упражнение 22. Произнесите следующие слова; не выдвигайте вперед губы при произнесении звукосочетания [auə] – не заменяйте второй элемент звуком [w]:
our 'flower
flour 'power
sour 'tower
hour ['auə] 'vowel
Упражнение 23. Повторите гласные звуки [æ], [α:], [כּ:], [u:], [ju:], [ə:], [au], [ou], [iə]. Следите за изменениями в длительности гласных в зависимости от положения в слове, а также в зависимости от согласных, которые следуют за гласными.
[æ] [α:] [כּ:]
ran shall large glass raw re'corder
ban tank hard class all salt
can thank after last wall su'pport
stand happy article 'basket corner chalk
[u:] [ju:] [ə:]
do boom you early work
too pool new learn 'dirty
through [θru:] food pupil girl 'thirty
soon boot excuse word 'thirsty
[au] [ou] [iə]
how round low 'over near real
allow pound show smoke hear 'really
brown sound own 'yellow spear 'nearly
town out home 'window tear 'nearby