Сущность и понятие конфликта

Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.

Субъект конфликта — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА:

¨ ограниченность ресурсов — необходимость делить ресурсы,

¨ взаимозависимость задач — неадекватная работа подразделения или человека,

¨ различие или пересечение интересов членов организации — столкновение интересов,

¨ различия в целях — специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации,

¨ различие в представлениях и ценностных ориентациях,

¨ различия в манере поведения и в жизненном опыте,

¨ неудовлетворительные коммуникации — неоднозначные критерии качества, отсутствие точно определенных должностных обязанностей и функций всех сотрудников и подразделений.

Ни один вид конфликта в организации не начинается сразу после появления его причины. В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий, но последовательность их одна и та же:

Предконфликтнаястадия — инцидент и открытые конфликтные взаимодействия отсутствуют, но начинаются скрытые конфликтные взаимодействия: определяются причины конфликта, оцениваются ресурсы и потенциальные возможности соперника, осуществляется поиск сторонников и союзников, скрытые конфликтные взаимодействия.

Стадия непосредственно конфликта — имеются ясно выраженная установка на борьбу с соперником и инцидент, т.е. ярко выраженные столкновения.

Разрешение конфликта и его последствия — прекращением инцидента или активных конфликтных взаимодействий.

Таблица 1

Функции конфликтов

ПОЗИТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников