Требования к переподготовке сотрудников
Методы обучения персонала
Виды и формы подготовки кадров
Подготовка персонала — процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации (полученная в результате обучения персонала совокупность специальных ЗУН).
Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочих — получить полноценную профессиональную подготовку.
Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации.
Профессиональная подготовка осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные виды подготовки.
Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах (ПТУ).
Средняя профессиональная подготовка ориентирована на обучение специалистов средней квалификации (техников, экономистов, строителей и др.) и осуществляется в техникумах, училищах и колледжах.
Высшее профессиональное образование предусматривает второй уровень подготовки бакалавров и специалистов в университетах, академиях и институтах.
Профессиональная подготовка работников используется как мера:
- их адаптации при поступлении на работу
- компенсации недостатка профессиональных знаний и навыков (например, при использовании новой техники)
- предварительного изменения их должностного или профессионального роста
- ротации, «горизонтального» перемещения
Методы обучения сотрудников систематизированы в таблице:
| Наименование метода | Субъект обучения | Место проведения | |||
| Менеджеры и профессионалы | Производственный персонал | Все сотрудники | На рабочем месте | Вне рабочего места | |
| 1. Инструктаж и наставничество | * | * | |||
| 2. Деловые игры | * | * | |||
| 3. Ролевая игра | * | * | |||
| 4. Изучение конкретного случая | * | * | |||
| 5. Видеозаписи | * | * | |||
| 6. Обучение работе с деловыми бумагами | * | * | |||
| 7. Стажировка | * | * | |||
| 8. Чередование работ | * | * | |||
| 9. Обучение на основе компьютера | * | * | |||
| 10. Обучение на базе веб (Интернет, локальные сети и своевременное обучение) | * | * | |||
| 11. Дистанционное обучение и видеоконференции | * | * | |||
| 12. Аудиторные программы | * | * | |||
| 13. Обучение на рабочем месте | * | * | |||
| 14. Ученичество | * | * | |||
| 15. Тренажеры | * | * | |||
| 16. Корпоративные университеты | * | * | |||
| 17. Обучение в государственных колледжах и ВУЗах | * | * |
Переподготовка персонала— подготовка кадров с целью освоения новых ЗУН в связи с изменившимися требованиями к результатам труда и его содержания или овладением новой профессии.
Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.
Причины, выражающие необходимость переподготовки внутри организации:
А) нехватка квалифицированных кадров на национальном уровне;
Б) увеличение стоимости рабочей силы;
В) давление конкурентов требует эффективного использования труда;
Г) технические особенности, изменения, связанные с НТП, появление более совершенных процессов, информационных технологий;
Д) переход на другую должность;
Е) рост объемов торговли и производства;
Ж) необходимость развивать потенциал работников, социальную ответственность фирмы за ее работников.
Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.
Переподготовка кадров почти тождественна повышению квалификации.