Газетная, журнальная, книжная графика

Развитие журналистики нового периода журналистика России сегодня (1992-2002 гг.)

СМИ в период перестройки общества (апрель 1985-1991гг.)

Журналистика советского государства

 

Образование трех групп прессы: большевистская, революционного направления; печать контрреволюционного содержания; пресса демократического направления. Декрет о печати, Декрет о революционном трибунале печати. «Известия». Тематика «Правды». Изменение типа, характера, задач, форм и методов работы печати в условиях диктатуры пролетариата. Освещение в них первых мероприятий новой власти, нечеткость, разброд мнений, отраженных на газетной полосе. Крупнейший эмигрантский журнал «Современные записки» (1920-1940гг.). - «Русские ведомости», «Речь» («Наш век»).

Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции.

 

Система средств массовой информации на этапе перестройки как единый информационно-пропагандистский комплекс. Анализ читательской почты, выявление предпочтений радиослушателей и телезрителей, учет и прогнозирование общественного мнения, выработка рекомендаций для работы редакции. Развитие жанров: расцвет жанра политического портрета, трансформация жанра. Освещение социальных проблем. Популярность исторической проблематики: возвращение имен, реабилитация. Комплексное освещение «белых пятен» истории, публикация архивных материалов. Проблемы экологии, борьбы с бюрократизмом. На этапе перестройки: гласность, плюрализм мнений, острота постановки проблем и конструктивная критика недостатков, показ жизни с ее достижениями и противоречиями.

 

 

Отражение в средствах информации внутренней политики: «шоковая терапия» в экономике (либерализация цен, приватизация торгово-промышленных предприятий).

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, большое количество шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

Графика(греч. Graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 – нач. 20 вв. В связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия,иликак искусство чёрного и белого. Такое понимание графикив дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика, использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительныйпризнак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению мастера графики В.А.Фаворского.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практикидизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг сталивыпускать журналы.

Отдалённым прообразом газеты можно считать сводки новостей и официальных сообщений, вывешивавшиеся в общественных местах в античных и древних восточныхгородах. В Средине века пунктами обмена информацией являлись торговые города и культурные центры. В 16в. в Венеции возникли бюро по сбору информации, появилась профессия «писателей новостей», которые составляли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, событиях в городах, торговле и пр. С наименованием монеты gazette (обычная цена сводки новостей в Венеции) связывают и происхождение слова «газета». Широко вошёл в обиход термин «газета» после основания Т. Ренодо в 1631 французской «La Gazette».

Развитие периодической печати в России началось с издания рукописных известийпод названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621). В 1702 появилась первая печатная газета – «Ведомости» Петра I. Однако на протяжении 18в. Газета не играла ведущей роли в системе русской печати, уступая журналам. Две официальные газели: «Санкт-Петербургские ведомости» (название «Ведомостей» с 1728) и «Московские ведомости» (с 1756) вполне удовлетворялипотребности грамотного населения в информации.

Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати... Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Современный дизайн характеризуется таким явлением, как типоерофизация оформления, когда усилия газетных дизайнеров направлены на выявление возможностей, прежде всего наборных, технических элементов. Типографизация сопровождается просветлением, полос (отказ от вертикальных линеек при «светлом» наборе текста) и одновременно усилением контрастности.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Его надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компоновку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек, – этого сильного средства графического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не только разделительную, но и указательную, выделительную функции, – следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что, так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плотным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются кстатье, комментарию, печатают аналитические,проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди сталимыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа,обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников:журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечениядополнительного иллюстрационного материала(фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малыхразмеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелыедизайнеры стремятся придать качество конкретности.

Комментарий выносится в анонс, «врезку», подзаголовок; заголовок, подзаголовок, рубрика, «врезка», фотозаставка или фотоиллюстрация образуют своеобразную композицию, выделяющую текст из ряда ему подобных на полосе, в номере, организующую газетное пространство. Это еще одна из оформительских тенденций, называемая развитием заголовочного комплекса. К ней примыкает тесно с нею связанная другая - повышение шрифтовой культуры, означающее выбор текстовых и заголовочных шрифтов, гармонирующих друг с другом, выразительных, удобочитаемых в условияходно и малогарнитурностн.

Вообще различные «верчения» заголовков приобрели в газетах массовый характер. Встречаются даже повороты против часовой стрелки, что, вообще говоря, противоестественно: читать все же удобнее снизу вверх, а не наоборот. Именно из журналов пришли в массовуюпрессу многострочные заголовки с нулевым интерлиньяжем, то есть фактическипоставленные друг на друга, сцепившиеся выносными элементами- Так же, как и манера печатать их на иллюстрациях: еще недавно это была прерогатива журналов,теперь – весьма распространенный прием в газетах. В газетах, правда, это реализуетсяменее удачно: сказывается и низкое, порой, качество иллюстрацийи невысокий еще в целом уровень редакторского креатива: смысловые нелепости от такого рода «наслоений» встречаются часто.

Эксперименты с заголовочными комплексами происходят повсеместно и на шрифтовом уровне: совмещение прописного и строчного вариантов, печать отдельных строк «серым», выделениев них отдельных слогов и т. д.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов,особенно широкоформатных газет.

Новые приемы рождаются в процессе освоения новой техники. Так, маргиналии (рубрики, вынесенные за формат полосы) – прием, полюбившийся оформителям молодежных журналов,охотно принят журналистами малоформатных местных газет. Вводятся пометки, сделанные от руки («галочки» , «NB!» и т.п.), – оригинальный и сильныйграфический акцент, «взрывающий» монотонность газетного типографского орнамента, илинарочито небрежно нарисованные заголовки, рубрики в стиле торопливых блокнотных записей, контрастирующие с наборными заголовками и рубриками. Оформители, подчеркивая еще одно значение маргиналий– пометки на полях страниц, сделанные читателями, – как бы просматривают текст вместе с нами и отмечают: «Это интересно: прочтем, запомним...».

Следует напомнить нечто общее, присущее газетному оформлению: оперативной прессе свойственна большая жесткость моделей, наличие большего числа стандартных приемов верстки, композиционных решений. В журналах макеты полос носят более индивидуальный характер – с учетом принятого стиля шрифта или общих композиционно-оформительских подходов. Тут рисунок каждой полосы доводится до совершенства «вручную».

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Родоначальником журналасчитается «Журналь де Саван» («journal des scavans», позже – «Journal des savants»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы.

Первым русским журналом было приложение к правительственной, газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-42, с 1729 название «Примечаний» неоднократно меняется, и журнал, выходит дважды в неделю как приложение к каждому номеру «Ведомостей»). «Примечания» носили характер научно-популярного издания.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя иимеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, каккнига. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а врамках всегономера журналаиспользуют самые различные дизайнерские подходы.