Индивидуальный (личный) план экскурсовода

Индивидуальные планы работы составляют все экскурсоводы: принятые в бюро на постоянную работу, приглашенные для проведения отдельных экскур­сий, а также принятые на временную работу, скажем, на летний туристский сезон.

Строится индивидуальный план в соответствии с задачами, стоящими перед данным туристско-экскурсионным предприятием. При составлении плана экс­курсовод учитывает основные направления работы туристско-экскурсионного предприятия, например экскурсионное обслуживание детей, молодежи, пенси­онеров, иностранцев.

Составлению индивидуальных планов предшествуют беседы руководителя методической секции с каждым экскурсоводом. При этом выясняются пожела­ния экскурсовода участвовать в тех или иных мероприятиях, уточняется сте­пень подготовленности к выполнению поручения. Особенно важно это, когда речь идет о начинающих экскурсоводах.

Руководитель секции дает экскурсоводам советы, какие именно мероприятия целесообразно включить в индивидуальный план, в какие сроки их возможно выполнить, на чью помощь можно при этом рассчитывать, какими материала­ми рекомендуется воспользоваться.

В индивидуальный план включаются следующие разделы:

«Общая и специальная подготовка». Предусматривается расширение куль­турного кругозора. Например, в плане делается запись с указанием конкретной даты — посетить музей или выставку, прослушать лекции по архитектуре или природоведению и т. д. в зависимости от специализации экскурсовода, соста­вить конспекты по источникам, подготовить текст лекции, научного доклада или реферата, обработать новые фактические материалы для дополнения экс­курсии.

«Методическая подготовка». Предусматривается изучение экскурсоводом методики проведения экскурсии, овладение методическими приемами. Здесь перечисляются мероприятия по совершенствованию профессионального мас­терства экскурсовода: посещение научных докладов, семинарских занятий, методических совещаний, экскурсий более опытных и квалифицированных товарищей с целью изучения их опыта. В этот раздел включаются такие кон­кретные задания: составление методической разработки варианта новой экс­курсии, изучение опыта использования методических приемов в экскурсиях других экскурсоводов, подбор наглядных материалов для «портфеля экскур­совода», составление списков литературы, участие в оформлении книжно-иллюстративных выставок, тематических папок и альбомов, консультации для слушателей курсов и начинающих экскурсоводов.

«Работа по созданию новых и совершенствованию действующих тем». В соответствии с поручением руководителя секции планируется подбор фактических материалов, изучение экскурсионного маршрута, составление части контрольного текста (подтема, основной вопрос подтемы), участие в объезде (обходе) маршрута, составление карточки (паспорта) объекта, посещение архивов, музеев, библиотек с целью изучения материалов. В плане находят отражение такие обязанности экскурсовода, как освоение отдельных действу­ющих в экскурсионном учреждении тем и участие в доработке темы. В этот раздел включается также участие в работе над новой экскурсией, доработка конкретной подтемы или внесение дополнения в текст загородной экскурсии, изучение материалов.

Приступая к работе в туристско-экскурсионном предприятии, экскурсовод имеет одну-две подготовленные темы. Экскурсовод, работающий пять лет, обычно проводит экскурсии по четырем-пяти темам. Основой для его рабо­ты являются знания по конкретной специальности — историка, литератора, искусствоведа. В дальнейшем экскурсовод в ходе самостоятельной работы рас­ширяет свою «личную» тематику, в основном используя имеющиеся знания, создавая, например, варианты экскурсий на те же темы для различных кате­горий экскурсантов (детей, студентов, тружеников села, слушателей системы политического просвещения). Желание некоторых экскурсоводов иметь в сво­ем активе 15-20 тем по различным отраслям знаний, особенно если они далеки от их специализации, не должно поощряться, так как это может привести к низкому качеству экскурсий.

«Участие в подготовке новых экскурсоводов, в повышении их деловой квали­фикации». Предусматривается чтение лекций на курсах по подготовке новых экскурсоводов, повышению их квалификации, проведение семинарских и практических занятий, консультаций, оказание помощи будущим экскурсо­водам в подборе материалов и составлении индивидуального текста. В этом разделе планируется также оказание помощи экскурсоводам в освоении новых экскурсионных тем, помощи работникам экскурсионного учреждения в освое­нии профессии экскурсовода.

«Участие в контроле за качеством проведения экскурсий». Планируется учас­тие экскурсовода в контроле, который осуществляет туристско-экскурсионное предприятие за проведением экскурсий. Указываются темы предполагаемых прослушиваний в течение года. Экскурсоводы вносят в этот раздел и другие мероприятия: лекции, семинарские и практические занятия на курсах, заняти­ях других секций, которые они намечают посетить.

«Участие в работе по рекламе экскурсий». Предусматривается разработка текстов рекламных изданий: буклетов, афиш, листовок, а также выступлений на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, по радио, телевиде­нию, подготовка статей для опубликования в газетах и журналах.

«Участие в общественной работе». Перечисляются поручения, которые экс­курсовод выполняет, являясь членом какой-либо общественной организации, методической секции. Раскрывается содержание работы, которую следует про­вести (например, подготовка материалов для методического кабинета и т. д.).

Конкретность индивидуального плана находит отражение в четких форму­лировках, тщательно продуманных экскурсоводом сроках исполнения наме­ченного.